“Фабрика идей”- самое сердце кампуса Apple в Калифорнии — не просто дизайнерская студия, по которой сотрудники разъезжают на скейтбордах, повсюду раскидывая модели и прототипы, но и место работы, пожалуй, самого известного дизайнера в мире. Новыми интересными подробностями о работе этой сверхсекретной организации, которые стали известны из книги Jony Ive: The Genius Behind Apple’s Greatest Products, поделилось издание The Guardian.

Именно здесь, в дизайнерской студии, Сэр Джонатан (или просто Джони) Айв раз в две недели собирает свою команду профессионалов за большим деревянным столом, похожим на те, что стоят в фирменных магазинах Apple, чтобы провести мозговой штурм, неизменно начинающийся со свежесваренного превосходного кофе.

Возможно, именно в ходе таких трехчасовых собраний, этот 46-летний англичанин, родившийся в Чингфорде на окраине Лондона, смог превратить американскую Apple в одну из самых дорогостоящих компаний в мире.

Так как Айв любит работать под громкую музыку в стиле техно, в студии установлена тщательно продуманная акустическая система, но внутри его личного кабинета находятся лишь стол, лампа и классическое кресло Supporto 1976 года.

Редкая возможность узнать больше о рабочем процессе внутри Apple появилась с выходом неофициальной биографии Джони Айва, написаной Линдером Кани. Но приподнять завесу тайны, созданную Стивом Джобсом и не раз доказавшую свою коммерческую выгодность, было не так уж просто. Автор книги получил от Джони Айва вежливый отказ сотрудничать, однако, ему удалось расспросить многих его бывших коллег, чтобы узнать немало интересных фактов “из первых рук”.

Картина складывается таким образом, что становится ясно — в знаменитый перфекционизм Apple, Айв сделал даже больший вклад, чем сам Стив Джобс, хотя эти двое и были очень близкими друзьями. На похоронах Джобса в 2011 году, Айв описал его как своего “лучшего и самого верного друга”, человека, который доверял ему свои самые безумные идеи. Джони даже говорил:

Иногда они были действительно ужасными, но иногда — от них перехватывало дыхание, и мы сидели в комнате вдвоем, оба не в силах вымолвить ни слова

И в то же время, Айв не боялся высказать Джобсу свое недовольство тем, что тот нередко присваивал себе его идеи. Однажды, он предупредил Джобса, что его позиционирование себя как “генератора идей” компании, может сделать ее уязвимой.

Истории о Джобсе изобилуют описаниями его грубости, но Кани описывает Айва совершенно иначе:

Очень вежливый, само спокойствие, никакой ругани и криков, открытый и легко идущий на контакт, потрясающе внимательный и добрый. Он всегда готов постоять за свою команду, если что-то пойдет не так — он скорее примет вину на себя

Сын ювелира и преподавателя, Майка Айва, сделавшего большой вклад в обучение дизайну и технологиям в школах Великобритании, благодаря своему чувству стиля обзавелся домом стоимостью в $17 миллионов в одном из престижнейших кварталов Сан-Франциско, состоянием в $130 миллионов и коллекцией гоночных авто. На одном из них, Aston Martin DB9, он попал в серьезную автомобильную аварию, после которой Apple серьезно повысила ему зарплату. “Они осознали, как много он для них значит” — пишет Кани.

Те, кто учился и работал вместе с Айвом всегда выделяли и поощряли его талант, проявившийся еще с ранних лет, но наибольшую роль в его интересе к промышленному дизайну, конечно, сыграла близкая дружба с отцом. Кани рассказывает, что Майк не был строгим отцом. “Он лишь помогал сыну развить свой талант. Дизайн, в какой-то мере, был их семейным делом и они оба любили творчество и могли часами разговаривать об этом”

Кани не занижает талант Айва, но считает, что его карьера могла сложиться совсем иначе, если бы он оказался в другом месте:

На свете существует множество потенциальных “Джони Айвов”, но их компании не предоставляют им такие возможности, какие есть в Apple и не делают дизайнерскую студию своей центральной научно-исследовательской лабораторией

Джобс обожал дизайн так же, как обожал его отец Айва, поэтому их (Джобса и Айва) объединила эта одержимость. Они свернули горы, чтобы создать идеальный iPod и готовы были потратить многие годы на работу над совершенным результатам — они по-настоящему любили свою работу

Кани сравнивает штат из 16 дизайнеров в Apple с тысячей, которая работает в Samsung:

У Samsung есть дизайнеры по всему миру, создающие все — от телевизоров до холодильников. Но они все работают изолированно, вынуждены подстраиваться под производство, укладываться в графики — все это мешает работать и большинство идей просто выкидывается в корзину

Айва принимал на работу Робер Бруннер, основатель дизайнерского отдела Apple. Айв привлек его внимание своим амбициозным прототипом мобильного телефона. “Что удивило Бруннера, так это то, что Айв не только продумал, как будет работать его устройство, но и то, как его изготовить на производстве”, — говорит Кани: “Обычно студенты не мыслят на несколько шагов вперед”

Однако, 21 год его работы не обошелся без ошибок и разочарований.

Его первым проектом стало второе поколение планшета Newton, которое не отличалось особым успехом. Кани винит в этом несовершенство тогдашних технологий и то, что тогда в Apple на первом месте были инженеры.

Все кардинально изменилось с возвращением Джобса в 1996. Линдер Кани пишет:

Apple была полностью во власти инженеров пока Джобс не вернулся. На тот момент Айв работал уже 5 лет и собирался увольняться, потому что больше не мог терпеть разногласий с инженерами. […] Вернувшись, Джобс стал его покровителем и они фактически перевернули все в пользу дизайнеров создав iMac

Команда Айва работала над прототипами MP3-плееров еще задолго до возвращения Джобса, но эти проекты оставались за закрытыми дверями , пока на рынке не стали доступны жесткие диски достаточно малых размеров, которые можно использовать в портативных плеерах.

“Дизайнеры проводят большую часть своего времени на фабриках, решая, как тот или ной продукт будет производиться. И большинство дизайнерских прорывов были в то же время и прорывами в сфере промышленности”- , утверждает Кани, уверенный, что в скором времени компания реализует еще одну мечту Джобса — роботизированные заводы в США.

Кани считает, что подобная идея вполне может скрываться в недрах дизайнерского отдела до той поры, когда технологии созреют для ее реализации.

Мне доподлинно известно, что у них есть телевизоры, носимые устройства, технологии для автомобилей. Все это хранится в их лаборатории и ждет подходящего момента, чтобы увидеть свет

***

(via)