Существует такая вещь под названием «синдром друзей-бизнесменов». Однако, на каждый успешный проект приходятся сотни провальных стартов, возникающих и умирающих тихо, без салютов и лишнего шума. Конечно, именно вы склонны думать, что конкретно у вашего дуэта а-ля «Бэтмен и Робин» обязательно всё получится, но с вероятностью 99.998% этого не произойдёт.

Такие цифры приводит в своих исследованиях Майкл Фертик — предприниматель, успевший поработать в качестве главного исполнительного директора в IT и юридических компаниях. При этом стоит понимать, что данная статистика справедлива для США, где бизнес живёт и строится в более дружелюбной среде.

Проблема №1

Первая проблема, возникающая при решении начать такой бизнес, заключается в мировоззрении. Зачастую люди, проходящие обучение в одном профильном заведении (факультет университета или института, бизнес-школа, курсы), примерно одинаково смотрят на окружающие их вещи, и вообще относятся ко всему примерно одинаково. Зачастую именно мировоззрение приводит их в одно и то же учебное заведение. Казалось бы, общие взгляды — это именно то, что нужно для ведения общего дела, правда? К сожалению, в такой компании единомышленников не будет критика. Того самого критика, который задаст трудные неудобные вопросы, посмотрит на бизнес-идею под другим углом, затестирует на живучесть в условиях, приближенных к суровой реальности.

Без такого критика идея единомышленников, смотрящих на своё будущее в одном векторе, окажется однобокой, непродуманной. Эдакий вымышленный розовый мир с пони и радугами, в котором всё прекрасно и вообще, но только для самих создателей. С большой вероятностью бизнес, а точнее те продукты и услуги, которые он будет предлагать, столкнётся с людьми, мыслящими совершенно иначе. А ещё есть такое объективное понятие как рынок, и там выживают только действительно востребованные штуки, резонность создания которых была проанализирована со всех углов и позиций.

Проблема №2

Однопрофильные специалисты сильны в своей области, но в данном случае отсутствие необходимых знаний и опыта в, к примеру, практической реализации задумки, приведут к провалу. Любому проекту нужны технологи — те, кто будет всё строить. А ещё нужен тот, кто всё знает о рынке, на который претендует бизнес. Тот, кто сможет подать продукт в лучшем свете, будет общаться с прессой и людьми.

Проблема №3

У вас и вашего друга могут быть одинаковые интересы, но вы ничего не знаете о его ценностях. В процессе обучения вам может казаться, что окружающие вас люди имеют те же ценности, взгляды, принципы. В конце концов, вам было так весело, когда вы учились вместе, но! Пока вы не зададите друг другу прямые, жёсткие, конкретные вопросы, вы сильно рискуете. Те самые разногласия, которые не проявили себя раньше, обязательно всплывут в самый важный для компании момент.

Сооснователь решил связаться с не очень чистыми на руку людьми? Готов скрывать доходы, пытаясь обмануть налоговую? У каждого из нас есть ясно определённые принципы, которым мы следуем. Уверены ли вы, что так же хорошо знаете своего друга?

Проблема №4

Бизнес всегда сопряжён с нервами и сам по себе является идеальным источником возникновения конфликтов. Вы думаете, что у вас с другом абсолютно идентичный взгляд на ведение бизнеса, и он пойдёт с вами до конца? Вовсе нет. Каждый человек имеет свою грань, за которую уже не решится переступить. У каждого из нас своя допустимая доля риска. В один из трудных моментов ваш друг придёт домой, увидит свою семью, встретит взгляд своей дочурки, вспомнит о том, как нестабилен сейчас бизнес, и просто забьёт на ваше общее дело — пойдёт по пути «нормальной» работы. Мозгом мы осознаём, насколько высоки требования к нам в качестве руководителей, но необходимость ежедневного принятия трудных решений может сломить волю, а начинающий бизнес порядочно лихорадит.

Проблема №5

Последний в списке, но не по значимости момент — вы на самом деле можете знать человека намного хуже, чем предполагаете. Попробуйте провести краткий опрос среди знакомых на эту тему. Абсолютное большинство людей считает, что хорошо знает своё окружение. Однако, если спросить его, знают ли окружающие его самого, то ответ будет однозначно «нет». И это правда. Мы всегда играем какие-то роли, а учебный процесс — настолько искусственная среда, что люди там совсем не те, какими являются на самом деле. Вряд ли вы сразу женитесь на человеке, с которым познакомились во время отпуска и провели всё время под пальмами. Ведь вы даже не представляете, каким он будет в той самой бытовухе. Кажущийся вполне успешным студент — это не успешный предприниматель. Это успешный студент, который справляется с учёбой.

Нельзя говорить о том, что одногруппник — это 100% плохой вариант для совместного бизнеса. Вот только для дела вам понадобится человек, способный выдержать все тяготы и решать задачи, встающие перед молодым предпринимателем. Не имеет значения, был ли он вашим приятелем во время учёбы или нет — не этот фактор должен быть определяющим.