Научиться говорить можно только говоря. Скилеф

Публичное выступление… Слыша эти «страшные» слова, многие впадают в ступор и покрываются липким потом. Встать и что-то рассказывать людям? Только не это!

Но Бонапарт был прав – кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Приходится учиться ораторскому искусству. Какое счастье, что есть PowerPoint – слайды донесут мысль, даже если язык перестанет повиноваться.

Если вы так думаете, то вам никогда не стать хорошим спикером.

По мнению Ника Моргана (Nick Morgan), известного американского коуча, обучающего риторике, автора книги «Ораторское искусство», речь – малоэффективный способ распространения информации. Для аргументации он ссылается на исследования, доказывающие, что люди запоминают от 10% до 30% словесных данных. Все остальное – невербальные коммуникации.

При этом, многозадачность «убивает» внимание. Речь, сопровождающаяся показом слайдов, заставляет аудиторию делать два дела одновременно: слушать и читать. По словам Моргана, это мешает воспринимать и запоминать мысль, которую хочет донести говорящий.

Другой прекрасный оратор – Скотт Беркун (Scott Berkun), мастер управления проектами, работавший в Microsoft, автор таких бестселлеров, как «Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации», «Искусство управления IТ-проектами» и «Исповедь оратора», утверждает:

Взгляните на любой список лучших выступлений в истории, и вы не найдете ни одного, где бы использовались слайды или другие реквизиты. Конечно, раньше не было программ для визуального сопровождения речи, поэтому нельзя проводить прямые параллели. Однако напрашивается вопрос: были бы выступления древних ораторов лучше, если бы они использовали слайды? Вероятно, нет.

В наше время, использование слайдов – норма. Выступление без них, как трюк канатоходца, – один неверный шаг, и крах.

Многие используют слайды для подстраховки. Только бы ничего не забыть! По словам Беркуна, если вы профессионал, хорошо знаете свое дело, вы не забудете ничего важного. А если и забудете что-то, никто об этом не узнает, ведь только спикер знает план своего выступления.

5 шагов к успешным выступлениям без слайдов

Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон

Умение выступать на публике не зависит от таланта. Этот навык может развить в себе каждый. Главное – время и упорство.

Шаг 1: решайте проблемы слушателей.

Подумайте, что составляет проблему аудитории в той области, чему посвящено ваше выступление. Начните разговор с обозначения этой проблемы, тем самым, вы продемонстрируете, что знаете потребности слушателей и привлечете их внимание. После этого переходите к решению проблемы.

Шаг 2: сократите тезисы.

Ошибка многих спикеров – попытка объять необъятное, стараясь дать слушателям исчерпывающую информацию. Сократите свою речь до минимума, оставьте только суть. Повторите главную мысль несколько раз за выступление. Если ваш месседж понравится публике, люди сами найдут дополнительную информацию по теме.

Шаг 3: рассказывайте историю.

Люди любят истории. Так было, когда они сидели в пещере у костра и слушали, как один смельчак забил мамонта в одиночку. Так есть сейчас, когда мы сидим перед мониторами компьютеров и читаем на форумах «истории из жизни». Такова человеческая природа – воспринимать и запоминать информацию проще, если есть сюжет, завязка, кульминация и развязка.

Постройте свое выступление в виде рассказа. Расскажите публике историю. Пробудите фантазию слушателей. Ваша речь должна стать увлекательным путешествием, которое подарит людям новые знания и эмоции.

Шаг 4: не зубрите.

Не пишите текст на бумаге, чтобы потом заучить его, как молитву. Интересная речь – почти всегда экспромт. Хорошо подготовленный экспромт. Сформулируйте основные тезисы своего выступления. Запомните их. Если вы разбираетесь в теме, вам не нужно зазубривать речь. Профессионал всегда знает, что сказать. Если вы выучите текст, как стишок, 99,9% – собьетесь и забудете слова.

Шаг 5: практикуйтесь, практикуйтесь и еще раз практикуйтесь!

Отрепетируйте речь перед зеркалом. Затем выступите перед друзьями. Наблюдайте за их реакцией: над чем они смеются, в какие моменты им скучно? Снимите видео, чтобы проанализировать свое поведение и поведение слушателей. Сделайте выводы.

Снова репетируйте. Постепенно вы настолько хорошо будете знать свою речь, что сможете расставить нужные смысловые и интонационные акценты без слайдов и карточек.

Кроме того, не упускайте ни одного шанса выступить на публике – проведите собрание на работе, скажите тост на застолье. Это поможет преодолеть страх и стать прекрасным оратором, не нуждающимся в «костылях» в виде письменных подсказок.