Всех будущих предпринимателей стоит предупредить — вы будете слышать очень много критики. Какие-то замечания будут объективными, и надо научиться спокойно воспринимать их, чтобы исправить недостатки своего бизнеса. Но есть и такие злопыхатели, которые критикуют просто из удовольствия сделать это. Вот четыре типа бесполезных скептических замечаний, с которыми часто сталкиваются стартаперы, и советы, как с ними бороться.

1. Ты как-то слишком молод. Ты заканчивал бизнес-школу или хоть курсы какие-нибудь?

Если вы молоды и уже пытаетесь создать свое дело, это может стать только поводом для гордости. Для предпринимательства нет ограничений по возрасту, и для собственного бизнеса не требуется специальное образование. Всё, что для этого нужно, — это страсть и смелость начать.

Когда кто-то со скептицизмом спрашивает вас насчет возраста, не стоит горячо реагировать на это, злиться или бурно что-то доказывать. Тогда вас просто обвинят в ребячестве. Просто напомните, что свежие идеи приходят от свежего взгляда, а такой взгляд, чаще всего, у молодых людей.

Если же скептик сомневается в ваших знаниях, помните, что страсть к вашему делу и вера в успех не менее важны, чем тонны информации из бизнес-учебников, семинаров и бизнес-школ.

2. Так вообще реально заработать?

Когда «заботливые» друзья и родственники скептически относятся к идее бизнеса, намекая, что так вообще нереально заработать, можно привести данные статистики.

Разумеется, прежде чем начинать свой бизнес, вы узнаете, как обстоят дела с вашей сферой. Приведя официальные данные из разных источников — бизнес-изданий и специализированных сайтов, вы наверняка сотрете скептическое выражение с лица «доброжелателя».

3. Ваша целевая аудитория не слишком узкая?

Это лишь пример высказываний, которые ставят под сомнение вашу стратегию, метод ведения дел или ориентацию бизнеса.

В качестве ответа можно уверенно объяснить, почему ваша стратегия сработает, или, что ещё лучше, спросить оппонента, что он посоветует. Обычно скептики рады покритиковать других, но сами ничего не могут предложить. Так что вы, скорее всего, увидите удивленный взгляд и услышите невнятное бормотание.

Если же скептик выскажет реальные советы насчет вашего бизнеса, можете выложить свои аргументы и закончить разговор тем, что довольно скоро вы узнаете, кто был прав.

4. А ты думал, что будешь делать, если ничего не получится?

На этот вопрос можно ответить так: «Нет, это даже не приходило мне в голову. Я не мыслю себя без своего дела, и если с ним что-то пойдет не так, я не брошу его, а просто изменю стратегию, найду ошибки и исправлю их. Кроме того, у меня просто нет времени думать, что будет, если что-то не сработает».

Спросите скептика, если бы у него был бизнес, сделал бы он всё, что в его силах, чтобы дело не прогорело? Вот и вы делаете то же самое, и о каких провалах тогда может идти речь?

Может быть, не стоит вообще обращать внимания на такие высказывания и эмоционально реагировать или отвечать на них. Но, с другой стороны, некоторая обида за свое дело может быть полезна — протест поможет вам двигаться вперед.

А если вы решительно и твердо будете отвечать на скептические замечания, отстаивая свою точку зрения, это придаст вам уверенности в себе, заставит поверить, что ваша идея сработает и укрепит ваше намерение доказать, что они были неправы.