Выбор правильной ценовой стратегии для любого нового приложения — дело непростое, но если выбрать не ту ценовую модель, это может стоить разработчику тысяч потерянных долларов. Основатель Realmac Software Дэн Каунсэлл рассматривает три основные модели прибыльности, актуальные для App Store, и объясняет, как не ошибиться в столь важном для развития любого проекта выборе.

Платные программы: все включено

Одним из самых простых и безопасных путей входа в App Store — это запуск классического платного приложения. Кто бы что ни говорил, но рынок платного софта не умер. При наличии мозга, правильного маркетинга и осторожной ценовой политики, с начальных вложений можно снять отличные сливки.

Если у вас уже есть готовый бренд или большая лояльная аудитория, продажи платного ПО идут исключительно хорошо. Можно даже не говорить о том, что платное приложение еще способно привлекать еще больше народу, если на некоторое время снизить или вовсе обнулить на него цену.

Хоть рынок платного ПО и не мертв, последние 18 месяцев спрос на нем постепенно падает. Платные программы составляют всего 36 % от всего ассортимента App Store, в общей же прибыли App Store, то если верить сообщениям Distimo, на платные iOS-программы приходятся жалкие 4 %. Это, конечно, не повод опускать руки, поскольку даже при таких «цифрах» остается шанс неплохо заработать на правильном приложении.

Кен Ярмош из Savvyapps считает, что наиболее доходными являются платные приложения в категориях бизнеса, образования, продуктивности и навигации. Хотя, с другой стороны, по мнению Райана Кэша из Snowman, у многих пользователей сложилось недоверчивое отношение к бесплатному ПО: мол, бесплатное в итоге станет дороже. Это подтверждает и Кепа Аювей из RocketCat Games, утверждая, что сегодня пользователи охотнее могут потратить на какую-нибудь игру пять баксов. Хотя при этом разработчик допускает, что такое явление может быть своего рода протестом против внутренних покупок, а потому не продлится долго.

Сам Дэн подытоживает, что надежда на дальнейшую жизнь платных проектов в App Store имеет под собой твердые основания. Ведь многие популярные программы и игры для ай-устройств относятся как раз к платным продуктам.

Freemium: бесплатный только вход

Очень часто разработчики практически ничего не зарабатывают на freemium-проектах. Тщательная проработка программы или игры для freemium-рынка — очень непростое дело. У вас должен быть неплохой опыт или четкое понимание того, что вы делаете, — в противном случае не стоит даже думать о том, чтобы свое следующее приложение сделать «условно-бесплатным».

На freemium-продукты приходится аж 92 % всей прибыльности App Store, тогда как общее число таких програм составляет всего 11 % от всего ассортимента магазина. Тот же Кепа Аувей считает, что бесплатные программы изначально должны быть расчитаны на многочисленные загрузки. А чтобы интерес пользователей не падал, необходима постоянна модернизация и техподдержка. Вместе с тем, по мнению разработчика, во многих случаях freemium-модель в большей степени вредит игростроителям.

Некоторые популярные freemium-продукты из App Store зарабатывают более полумиллиона долларов в день, однако создателям таких продуктов пришлось пройти длинный и сложный путь, выпустив кучу проходных freemium-проектов и потратив впустую свои кровные, прежде чем выпустить безоговорочный хит. Для маленького независимого разработчика такой вариант практически неприемлем, но если и есть твердое желание попробовать себя во freemium-сегменте, действовать приходится крайне осторожно.

Paymium: тачка на прокачку

Этот тип софта до сих пор остается практически неизвестным для широкой аудитории. В этом году paymium-приложения должны стать более популярными, поэтому стоит знать, в чем особенность таких продуктов. К paymium относятся приложения, которые изначально нужно приобрести за некую, сравнительно небольшую, плату. Но при этом в программе предусмотрена внутренняя покупка дополнительных функций и инструментов.

Как и «фримиум», эта модель может обеспечить отличные результаты, например, при ежегодной оплате обновлений. Пока на paymium-приложения приходится 2 % от общего числа продуктов в App Store, хотя они генерируют столько же прибыли, сколько классические платные программы. Дэн Каунсэлл уверен, что для разработчиков сейчас самое время пуститься в эксперименты с этой стоимостной моделью. Кстати говоря, сама Realmac Software в течение нескольких следующих месяцев планирует внедрить paymium-модель в несколько своих проектов.

Какую же модель выбрать?

Над чем бы вы ни работали, загодя разрабатывайте ценовую стратегию. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Ни в коем случае не переключайтесь с платной на freemium-модель в последний момент. В качестве удачной реализации freemium-модели Дэвид Барнард из Contrast приводит программу-рисовалку Paper. Ею можно полноценно пользоваться, не потратив ни копейки, но в распоряжении пользователя будет лишь один инструмент — шариковая ручка. Дополнительные инструменты приходится покупать через саму программу.

Но не все программы могут вписаться в такую стратегию. Многие потенциально хитовые продукты канули в небытие из-за попыток подогнать всю программу под стратегию монетизации, вместо того чтобы просто делать классный продукт. Барнард полагает, что лучшими freemium-разработками являются программы, которые изначально были созданы для такой модели монетизации. Просто не нужно насильно втискивать в свой продукт чужеродную модель — и все будет в порядке.

В большинстве случаев Дэн Каунсэлл советует начинать с платной разработки: наименее рискованный путь, который с большей степенью вероятности принесет желаемую прибыль. Также это более верный путь к freemium-модели (хотя стоит ли это делать своей целью?). В платное приложение также можно добавить внутренние покупки и за счет этого постоянно развивать проект. А дальше вопрос будет сведен только к снижению начальной цены программы до нуля.

Если разработчик выбрал «платный» путь, следует начинать со вступительной цены. Если цель — 4,99 $, при запуске продукта цена должна быть 2,99 $ или даже 1,99 $. Но не нужно снижать до 0,99 $ (Realmac Software допустила такую ошибку с Analog Camera). Если в прессе продукт хорошо освещен, и Apple запросила промографику для App Store, — цену однозначно можно устанавливать выше однодолларового порога, чтобы увеличить прибыльность проекта.

По мнению Дэна Каунсэлла, самое важное, о чем должен помнить разработчик, это сосредоточенность и упорный труд над реально классным продуктом. Тщательный выбор бизнес-модель обеспечит проекту хороший старт и долгую полнокровную жизнь.

По материалу Дэна Каунселла.