К выходу готовится книга бывшей журналистки Wall Street Journal, Юкари Иватани Кейн, которая долгое время была ответственна за большинство утечек информации из Apple. Издание получило называние Haunted Empire: Apple After Steve Jobs (“Заброшенная империя — Apple после Стива Джобса”). Уже сегодня у нас есть возможность прочитать небольшой отрывок книги и задуматься, почему человек, который долгое время имел возможность заглянуть “изнутри” в дела компании, так пессимистично настроен насчет ее будущего.

Когда Джобса прогнали в 1985-ом, последствия его ухода стали заметны далеко не сразу. После слабого старта продажи Macintosh поползли вверх. Через два года после ухода Джобса годовые продажи Apple увеличились почти в двое по сравнению с его последним годом в компании, а коэффициент валовой прибыли возрос аж до 51 процента. Сторонние наблюдатели были уверенны, что Apple не сбавляет темпов.

Но внутри Apple сотрудники знали, что это не так. Что-то изменилось. “Я был подавлен уходом Стива”, — вспоминает Стив Шейер, работавший в отделе маркетинга Apple c 1982-го по 1991-й год. “Менеджеры среднего звена, директора и вице-президенты некоторое время поддерживали “дух компании”, не вмешиваясь в него, но в конце концов мы начали нанимать тех, кого не следовало бы. Совершать ошибки, которые не должны были совершить”. Шейер сказал мне, что в конечном итоге он устал и ушел. В компании стало “больше от бизнеса, чем от крестового похода”.

Что насчет сегодняшнего дня? Люди со стороны подчеркивают безумные прибыли компании, как доказательство ее процветания. Но сотрудники Apple и на этот раз чувствуют, что что-то не так, даже несмотря на то, что руководство прилагает все усилия, чтобы сохранить наследие Джобса. Места получают те, кто не должен был их получить (например, бывший глава отдела розничных продаж, который пытался привнести дух квадратных безликих гипермаркетов в  Apple Store). Те, кто не должен был покинуть компанию, ее покидают или (как в случае с бывшим вице-президентом мобильного программного обеспечения Скотом Форстоллом) их просто увольняют.

Apple продолжает совершать ошибки — Maps потепели фиаско, как и недолговечный Genius. А прошлогодняя реклама-манифест была, мягко говоря, бездарной. Последняя версия мобильной операционной системы, iOS 7, выглядит симпатично, но полна багов и дефектов. Что касается инноваций, последней в исполнении Apple стал iPad, который вышел еще при жизни Джобса. И хотя генеральный директор компании, Тим Кук, настаивает на обратном, Apple более настроена говорить о прошлом, чем о будущем. Даже когда речь все-таки заходит о будущем, нам скорее хотят доказать, что компания не меняется, а не продемонстрировать ее развитие. Тридцатая годовщина Macintosh и реклама “1984” — это не просто способ вспомнить прошлое. Это напоминание о том, чем Apple перестала являться.

***

Нет никаких сомнений в том, что такая легендарная личность, как Стив Джобс — незаменима. Но стоит ли разделить пессимистичный настрой миссис Кейн или “будущее Apple без Джобса” еще возможно?