Всякий раз глядя на технику или программы Apple, невольно удивляешься простоте «яблочных» продуктов. И эта простота не создана ради самой себя, ее назначение ясно. В нее вложен очевидный смысл, и ощущение чуда быстро сменяется желанием прикоснуться к предмету и начать с ним полноценную работу.

(Как бы по-маркетинговому это ни звучало — прим. ред.) Продукты Apple дают чувство ясности, которую в подавляющем большинстве других аналогичных продуктов не стоит и искать: ясность дизайна, ясность назначения и ясность функциональности.

Поэтому даже маленькие дети, впервые взяв в свои ручки Айпад, сразу осваивают принципы работы с ним. На этом же устройстве руководитель компании может выполнять анализ входящих данных и принимать бизнес-решения, которые влияют на тысячи сотрудников. Для обеих групп — как и для всех остальных — ясно, как это все работает.

Новички часто спрашивают, как что-то найти в iOS или OS X, или как решить определенную задачу. В течение многих лет автор этой заметки дает один и тот же ответ: «Подумайте, как это можно сделать проще всего. Так Apple и поступает».

В большинстве случаев такой ответ оказывается правильным. Если кого-нибудь спросить, как можно что-то сделать максимально просто, чаще всего самый простой способ и будет назван. А если спросить то же самое пользователя PC — считайте, мы его потеряли.

Взгляните на iPhone. У него всего одна кнопка. Если вы дадите его человеку, который доселе не видел такое устройство, он интуитивно поймет, что с ним делать. Эта кнопка открывет целый новый мир. Других действий, кроме как нажать эту кнопку, и не предполагается. Просто, ясно — и работает безотказно.

Для любой компании самая сложная задача — сделать свой продукт настолько понятным, чтобы любой человек в любой точке мира взял этот продукт в руки и сразу начал им пользоваться. У Apple это получилось сделать так, что это изменило облик целой отрасли.

Такая ясность — совсем не простое дело, как некоторые полагают. Например, Microsoft постаралась сделать Windows 8 простой — одна операционка для всех устройств, без вариантов. Как чистая идея, это звучало круто. Ошибкой стало то, что разработчики попытались втиснуть программный продукт в устройство, которое не было для этого предназначено. Пресловутое «не пришей кобыле хвост».

Microsoft на совесть постаралась убедить людей, что одна-единственная ОС — лучший вариант на все случаи жизни. Увы, это не так. От программ, которые не адаптированы для устройств с сенсорным экраном, — сплошное расстройство. Вы как будто за настольным компьютером: ведь программы созданы для таких машин, но при этом с ними нужно работать, как с планшетным ПО. Это путает и выводит из себя.

Одной из больших удач Apple за последнее десятилетие стало создание мощных программ с простым интерфейсом: iPhoto, iMovie, Keynote и прочие доказывают, что программе не нужно быть сложной, чтобы быть полезной. И это совсем не значит, что пользовательское ПО Apple нельзя назвать мощным — наоборот.

Скажем, GarageBand использует тот же звуковой движок, что и профессиональный аудиоредактор Apple Logic, но GarageBand позволила миллионам музыкантов писать свою музыку с удивительной простотой.

По большому счету, людям неважно, что происходит при нажатии на кнопку в приложении. Важно, что команда выполнена и результат соответствует ожиданиям, — этого достаточно. Apple поняла и сделала эту простую мысль основой своей программной стратегии.

Понятие ясности распространено и на сами продуктовые линейки. Если вы хотите iPhone, у вас всего два варианта: ультрасовременный iPhone 5s или iPhone 5c. Предельно ясно и просто. И отличия этих вариантов тоже очень ясны: в iPhone 5s самая свежая начинка и функции типа Touch ID. Если вы любите все самое свежее и современное, этот телефон для вас.

Сравните такой подход с Samsung Galaxy S4. Даже на сайтах, где регулярно пишут про Samsung, чувствуется раздраженность от дюжины разных моделей одного и того же продукта.

Samsung и прочие подобные компании выбрасывают на рынок максимальное количество продуктов, наблюдая, чему пользователи отдадут предпочтение. Такое впечатление, что у производителей попросту напрочь отсутствует понимание того, что и для кого они выпускают. А прибавьте к этому отсутствие обновлений Android для конкретных моделей — и получите полную противоположность тому, что со своей стороны предлагает Apple.

Зная перспективу обновления, поддержки операционной системы, экосистемы приложений, и понимая, что на самом деле можно сделать на своем устройстве, — все это и дает то, чего так всем не хватает: ясность.

Джим Делримпл, The Loop