Интернет-магазин, который не использует SEO — нонсенс, и вряд ли вообще найдутся примеры успешных проектов, не использующих этот канал привлечения клиентов.Трафик должен быть большим, целевым и максимально дешевым. Грамотная стратегия поискового продвижения гарантирует минимальную цену посетителя.
В битве за клиенты каждый крупный интернет-магазин старается нанять «гуру» поискового маркетинга. Уровень зарплат людей с реальными достижениями в этой сфере очень высок. Если бюджет продвижения — n миллионов рублей в месяц, лучше сразу нанять дорогого и опытного человека, нежели позволять новичку выбросить несколько этих самых миллионов на получение опыта. Однако SEO — не rocket science, а комплекс стандартных приемов, которые может научиться применять на практике любой нормальный человек. Продвигать OZON сложно, продвигать небольшой интернет-магазин — достаточно просто, особенно используя правильные инструменты.

В этой статье Seopult не будет подробно описывать выделение бюджета, определение целевой аудитории, вычисление максимально выгодной цены клика, системы аналитики и т.п. маркетинговые моменты, а постараемся сосредоточиться на технических аспектах SEO для e-commerce.

Особенности

Т.к. интернет-магазин обычно предлагает широкий ассортимент товаров, упор в продвижении удобно и выгодно делать на сбор трафика с низкочастотных ключевых словосочетаний.

Пример: если выйти в десятку «Яндекса» по запросу «утюги», можно получать 1000 переходов и 15 покупок. Если примерно за те же деньги стоять в топе по сотне более специфических и дешевых в продвижении запросов типа «утюг Tefal fv5378», можно получать 5000 переходов и 50 покупок. Цифры условные, но логика понятна.


Для работы с большим количеством НЧ-ключевиков необходимо оптимизировать много страниц (товаров и товарных групп), а также воспользоваться внутренней перелинковкой для переноса собранного сайтом веса (авторитетности, PR, тИЦ и т.п. условных параметров) на продвигаемые страницы. Грамотная перелинковка позволяет значительно сократить ссылочный бюджет, т.к. внутренняя ссылка мало чем отличается от внешней — если, естественно, страницы-доноры сами уже успели получить вес извне.

Предподготовка — составление семантического ядра

Мы не будем подробно останавливаться на подготовительных этапах, т.к. они в очень большой степени зависят от конкретного интернет-магазина, а аудитория может самостоятельно отличить транзакционный запрос (посетитель нацелен на покупку) от информационного (посетитель хочет что-то узнать). Что касается инструментов подготовительного этапа, то для составления списка ключевиков для продвижения (семантическое ядро), удобнее всего пользоваться встроенным подборщиком SeoPult. Он берет статистику из «Яндекс.Директа», сопоставляет с собственными данными и показывает не только частотность ключевика, но и вероятное количество переходов в рамках целевых топов. Это бесплатный инструмент, им можно свободно пользоваться после регистрации в SeoPult.

Также можно пользоваться стандартным http://wordstat.yandex.ru/. При этом следует активно применять оператор отключения морфологии — кавычки и восклицательный знак.

Также необходимо проверять каждый запрос на соответствие ассортименту интернет-магазина: например, сверхвысокочастотный и дорогой запрос «двери» (без кавычек) невыгоден, если вы торгуете только межкомнатными. В подавляющем большинстве случаев более точные и транзакционные запросы дают более качественный и конверсионный трафик, а продвигаются они дешевле и быстрее. А если интернет-магазин новый и не имеет истории продвижения в своей тематике, с покупкой ссылок для вывода ВЧ в топ торопиться вообще не стоит — см. нашу статью «Как продвигать новый сайт?».

Последовательность действий

С самого начала нужно создать и оптимизировать страницы под высокочастотные запросы, однако сразу покупать ссылки на них не стоит. Новый сайт или сайт без истории продвижения нужно выводить наверх постепенно: сначала НЧ, потом СЧ, а когда СЧ начнут попадать в десятку достаточно легко, то можно будет начать продвижение по высокочастотным и высококонкурентным ключевым словам.
Сразу следует оговорить, что одну страницу можно продвинуть по 1-2 ВЧ-запросам (скорее даже по одному), 5-6 СЧ и 5-10 НЧ. То есть если вам нужно продвинуться по 10 ВЧ-запросам, придется делать, оптимизировать и продвигать 10 страниц.

Подготовка к продвижению ссылками состоит из внутренней оптимизации (в основном о ней и пойдет речь ниже) и наращивания траста — доверия поисковых систем к сайту.

Чтобы увеличить степень доверия к продвигаемому интернет-магазину, нужно уделить внимание размещению статей (ручному или через биржи типа WebArtex, постараться зарегистрироваться в «Яндекс.Каталоге» и DMOZ, получить ссылки из постов в хороших популярных блогах, установить социальные кнопки и добиться какого-то количества лайков. Для интернет-магазинов актуальны вирусные рекламные кампании — если такая фишка выстрелит, качественная и гетерогенная ссылочная масса обязательно возникнет. В целом траст нужен для преодоления песочницы, ускорения «взросления» сайта, устранения подозрений в манипуляции факторами ранжирования со стороны поисковых систем, а также для расчистки пути в топ по высококонкурентным ключевикам.

Внутренняя оптимизация

Оптимизация интернет-магазина — это в огромной степени оптимизация сотен и тысяч карточек товаров.
Итак, страница карточки товара.

  • Стандартом де-факто стала блочная верстка.
  • Title и description должны быть разными, уникальными для каждой карточки товара, читабельными и содержательным, а также иметь в составе ключевик.
  • Обязательно должен присутствовать заголовок H1, включающий ключевое словосочетание, по которому продвигается страница (то есть наименование товара). В заголовках следующих уровней вложенности также следует использовать ключевик: не «Отзывы», а «Отзывы об утюге Tefal fv5378».
  • Оптимизированный текст — оригинальный контент с несколькими вхождениями ключевого слова (по количеству и процентной плотности следует ориентироваться на текущих лидеров-конкурентов). Если описание товара должно слово в слово повторять описание с сайта производителя, обойдите это — добавьте свои отзывы, обзоры и т.п.
  • Картинки с атрибутом alt, где также прописывается ключевое слово. Крайне желательно использовать не «взятые» из интернета или даже сайта производителя, а собственные фотографии (если есть возможность сделать качественные снимки, которые не будут снижать конверсию).
  • Ссылки на дополнительные или похожие товары.
  • Обзоры, отзывы, видео.

Всю информацию, не относящуюся к товару, все дубли контента (например, кусочки описаний сопутствующих товаров) и прочее необходимо закрывать от индексации. Поисковый робот должен видеть чистенький и аккуратно сверстанный оригинальный контент о товаре. Контент отзывов и обзоров также должен быть оригинальным.

Поскольку карточек товаров тысячи, процесс их заполнения надо автоматизировать по максимуму. Автоматически можно вставлять название товара в теги и метатеги по определенным шаблонам, выделять 1-2 раза ключевое слово тегом strong и т.п. Современные CMS имеют соответствующие функции, однако это не означает, что ручной работы не будет, к ней нужно быть готовым.

Если ошибочные написания названия товара имеют частотность (по «Яндекс.Директу») — например, Roventa/Rowenta — ключевик с ошибкой тоже можно один раз вставить в контент карточки товара. Трафик лишним не бывает.

Подробную информацию о перелинковке можно найти в нашей статье, а для продвижения интернет-магазина по НЧ-запросам актуальна такая схема (вес переносится со страниц более высокого уровня на страницы низших уровней, а те образуют кольцо — ссылками на дополнительные товары):

При переходе к продвижению СЧ и ВЧ схему нужно будет изменить так, как описано в статье по ссылке выше. Страницы товаров к этому времени уже обрастут входящей ссылочной массой, поэтому не сильно потеряют в позициях.

Покупка ссылок

Зная всю кухню покупки ссылок изнутри, мы не можем порекомендовать для закупки основной части ссылочной массы ничего, кроме нашего комплексного решения SeoPult (и не только потому, что это наш блог). Да, всегда можно пытаться получить ссылки с популярных трастовых площадок, вручную размещать пресс-релизы, платные и бесплатные статьи в СМИ — однако основой современного продвижения интернет-магазинов являются очень большие массивы покупных ссылок. Их можно найти только на ссылочных биржах, а SeoPult предоставляет прозрачный и мощный инструментарий для работы с ними: от автоматической генерации уникальных анкоров ссылок до замены доноров, потерявших эффективность, на новые. Уникальные алгоритмы обеспечивают предварительную фильтрацию площадок, оптимальную динамику закупки, определяют реальный бюджет на основе анализа конкурентов, подбирают самые эффективные для конкретного реципиента (продвигаемой страницы) доноры по сотням параметров на основе анализа текущей ситуации в топе по продвигаемому запросу и т.д. Освободите себя от безумной рутины ручной возни с биржами — если вы не имеете собственных алгоритмов закупки, то это будет еще и дорогостоящая возня вслепую. Вместо этого уделите время поиску отсутствующих на биржах трастовых площадок, получению бесплатных ссылок, анализу рекламной кампании.

Аналитика

Уберите слова, которые вышли в ТОП, но не приносят переходов. Уберите слова, по которым переходы были, но цена клика получилась выше, чем это вам выгодно. Уберите слова, по которым много переходов, но нет конверсий. Над статистикой нужно долго и серьезно думать — это как минимум позволит очень хорошо сэкономить.