Вас может удивить, что такая прибыльная компания, как Apple, тратит на исследования и разработки (R&D) гораздо меньше, чем многие ее конкуренты, включая Google, Microsoft и Samsung.

Нельзя сказать, что Apple не знает толк в R&D. Напротив, почти в каждом обращении к Комиссии по ценным бумагам США компания открыто заявляет, что вложения в исследования и разработки для Apple крайне важны для обеспечения конкурентоспособности и будущих «разработок и продажи передовых продуктов и технологий».

Поскольку финансовый 2013 год для Apple уже закрыт, можно внимательно изучить расходы Apple на R&D за последние 19 лет. Так, в прошлом году компания потратила на это направление 4,5 млрд $, что было обусловлено, по словам самой Apple, и ростом числа сотрудников.

Ниже приведен график, на котором показаны ежегодные расходы Apple на исследования и разработки с 1995 по 2013 гг.

apple-rnd-review-01

Одной из самых интересных точек в этом графике является значительное снижение затрат на R&D, которое припадает на момент возвращения в Apple Стива Джобса в 1998 году. Несомненно, это результат усилий Джобса по максимальному упрощению продуктовой линейки Apple и перенаправлению компании на несколько основных продуктов. Конечно, по ходу дела пришлось прикрыть и такие знаменательные проекты, как Newton.

Снижение затрат на R&D документально подтверждает сама Apple в заявке формы 10-K к Комиссии по ценным бумагам США:

Общее снижение издержек на исследования и разработки в 1998–1999 гг, в сравнении с 1997 г., носило принципиальный характер в виду действий, предпринятых в ходе реструктуризации Компании, для направления усилий Компании на исследования и разработки проектов, которые являются критичными для будущего успеха Компании.

В течение нескольких следующих лет «яблочные» затраты на R&D были практически неизменными, и до 2008 года даже не достигали 1 млрд $.

Учитывая насколько ниже у Apple затраты на R&D, в сравнении с некоторыми конкурентами компании — например, в 2007 и 2013 гг Microsoft потратила на исследования и разработки более 7 и 10 млрд $, соответственно, — вспоминается цитата из интервью Джобса, опубликованного в журнале «Форбс» в 1998 году:

Для новых идей неважно, сколько долларов вы тратите на R&D. Когда Apple выпустила iMac, IBM тратила на R&D как минимум в 100 раз больше. Дело не в деньгах. Дело в людях, которые у вас есть, в том, как вы ведете дела, и что получаете на выходе.

Несмотря на слова Джобса, ежегодные затраты Apple на R&D стали заметно расти по мере фантастического роста прибыли, получаемой с продаж iPhone и iPad.

apple-rnd-review-02

Здесь хорошо видно, что издержки на исследования и разработки Apple в 2011–2013 гг составляют почти 50 % (48,7 %, если быть точным) от общей суммы средств, затраченных компанией на R&D, начиная с 1995 года. Иначе говоря, за последние четыре года на R&D было потрачено больше, чем за предыдущие 15 лет вместе взятые.

Другой интересный нюанс заключается в процентном соотношении затрат на R&D и общих продаж. На расположенном ниже графике видно, что в течение последних лет этот показатель практически стабильно падал. Но это скорее отражение астрономического роста прибыли Apple за тот же период.

apple-rnd-review-03

Наконец, последний важный момент: в отчете Европейского союза о затратах на исследования и разработки перечислены 45 стран мира, которые в 2013 на R&D потратили больше Apple. Обратите внимание, что Samsung в этом списке под вторым номером, за которым следуют Microsoft и Intel.

apple-rnd-review-04

Йони Хейслер, TUAW