В течение всего нескольких недель мобильное приложение Flappy Bird — простенькая игрушка от Донга Нгуена (Dong Nguyen), вьетнамского дизайнера и разработчика в одном лице — стало известным на весь мир. Это действительно странная история успеха.

Как всё начиналось

Первый намёк на появление этой игры появился в ноябре 2012 года: Нгуен выложил в своём Твиттере картинку из игры, над которой работал:

Слева можно увидеть персонажа, очень смахивающего на главного героя Flappy Bird.

Через полгода, в апреле 2013, Нгуен показал первую заставку сделанной им под iOS новой игры с графикой в духе игр на Nintendo. По словам автора, создание игрушки заняло всего-то пару дней.

Назвал он её «Flap Flap», но вот беда: в App Store игрушка с таким именем уже была. Благодаря этому факту появилось новое название — «Flappy Bird». Таким образом, 24 мая 2013 года игра дебютировала в App Store. Нгуен поделился в Твиттере прямой ссылкой на игру, создал для игры хэштэг #flapflap и… исчез.

Затишье перед бурей

С 25 мая по 31 октября об игре написали всего 13 отзывов. Это, конечно, не показатель того, сколько раз игра была скачана, но даёт представление об уровне её популярности. В сентябре 2013 Нгуен выпустил первое обновление для Flappy Bird, в котором были исправлены некоторые баги и добавлена новая иконка для iOS 7.

Следующие 6 недель игра таилась во мраке безызвестности. А потом что-то произошло, щёлкнуло. 29 октября 2013 игра попала в категорию «Family» на 1469 позицию. Через несколько дней о ней стали появляться упоминания в Твиттере. И понеслось.

Набирая обороты

По данным на 3 декабря 2013, Flappy Bird официально попала в общий чарт App Store в США, заняв 1308 место. В «Family» она доросла до 74 позиции, а среди самых популярных игр США стала 395-ой. Популярность продолжала расти дальше. 11 декабря Нгуен снова объявился в Твиттере, ответив пользователю, спросившему про Android-версию приложения. К 13 декабря игра ворвалась в Топ-250 бесплатных приложений США, Топ-80 игр США и оказалась на 14 месте в «Family». Пользователи Твиттера заполонили сеть сообщениями, по большей части картинки и мемы, выражающие их разочарование (если уместить эмоции в одну фразу, получится «Я ненавижу эту игру, но не могу остановиться»).

Вот он, успех

Начался 2014 год для игры чудесно: 10 января она попала в десятку топовых приложений США, а также стала восьмым среди самых загружаемых бесплатных приложений в Штатах и шестой среди самых загружаемых бесплатных игр.

Естественно, другие разработчики игр стали задавать вопросы Нгуену, что же он такое сделал, чтобы Flappy Bird попала в Топ-10, на что он ответил, что и не делал ничего… А 17 января приложение стало первым среди бесплатных в американском App Store. Видимо, «яблочных» пользователей стало недостаточно, и 22 января Нгуен сообщил, что Android-версия появилась в Google Play.

СМИ наконец-то обратили внимание на игру, удивляясь уровню её внезапной популярности: статьи о ней появились в таких изданиях, как The Huffington Post, The Telegraph и Mashable. К 1 февраля Flappy Bird стала лидером среди бесплатных игр в App Store в 53 странах. А 6 февраля компания Apple даже запостила твит об успехе игры на своём официальном аккаунте.

Понятное дело, что такой успех привлёк большое внимание к персоне разработчика. Тем не менее, Нгуен дал не так много интервью, где пояснял, что списывает успех игры на «чистой воды удачу». Не все в это верили. Вопросы стали раздражать автора игры, заставляя его просить «оставить его в покое».

Цена успеха

Вопросы по воду того, как Flappy Bird достигла такого головокружительного успеха, стала еще более частыми, когда выяснилось, что Нгуен зарабатывает по 50 тысяч долларов в день от рекламы игры. Первыми эту цифру узнали The Verge, и эта информация настроила часть людей против игры. Поначалу Нгуен, как над казалось, реагировал с юмором. Но позже выяснилось, что внимание, которое Нгуен получил в результате успеха Flappy Bird, изменило его жизнь в худшую сторону. Разработчик рассказал, что получал твиты, полные ненависти, что его жизни угрожали.

Вот и сказочке конец

3 февраля Нгуен загрузил обновление Flappy Bird для iOS. Его одобрили 8 февраля. Обновление включило в себя графические изменения, и в целом игра стала проще. Так как обновление вышло, когда игра находилась на пике популярности, многие юзеры отреагировали негативно. Спустя несколько часов после выхода обновления Нгуен появился с унылым настроением в Твиттере: «Я считаю Flappy Bird своим успехом. Но она разрушила мою простую жизнь. Так что теперь я её ненавижу». А ещё позже разработчик огорошил всех новостью: Flappy Bird будет удалена.

И действительно удивлённые пользователи не нашли её ни в App Store, ни в Google Play. Вместо неё повалили многочисленные клоны, а самые догадливые пользователи стали продавать свои телефоны с установленной игрой за бешеные деньги через eBay. Нгуен пропал.

Прошёл примерно месяц с тех пор, как Flappy Bird попала в десятку App Store. По меньшей мере игру загрузили 50 миллионов раз и упоминание о ней появилось в 16 миллионах твитов.

Это прекрасный пример того, как обычное приложение может распространиться со скоростью вируса благодаря соцсетям и «сарафанному радио». Более того, Flappy Bird удалась по той причине, что была сделана не по готовому шаблону. Всякий, кто пытается создать следующую Flappy Bird, скорее всего, потерпит неудачу — эта игра пробилась благодаря прекрасному миксу из обстоятельств, удачи и вирусности. Так что вполне логично, что приложение ушло с такой же тайной, как и появилось.