Знаете, почему нельзя обижаться на самоуверенных онолитегов, мнящих себя нострадамусами современности? Потому что пройдет пара-тройка лет — и время расставит всех на свои места. Вот, например, анализ некоего Билла Рэя, который в уже далеком 2006 году, буквально за месяц до выхода первого «Айфона», начало пути «телефона Apple» предвидел довольно точно, но выводы оказались фееричными. Переводить все не имеет смысла, а вот некоторые цитаты спустя семь лет очень даже забавно прочесть.

В целом автор начинает, конечно, же с «Айпода»: популярность плеера, который отличается стильным дизайном, компактными размерами и емким накопителем в 2006-м уже невозможно было отрицать. Способности Apple выпустить столь же клевый телефон под сомнение не ставятся, но, кто следит за мобильным рынком с тех времен, знает, что тогда всецело рулили сотовые операторы: именно они диктовали производителям, какие функции им интересно видеть в устройствах, которые они готовы были субсидировать. Если же производитель настаивал на своей модели функциональности — ему приходилось либо субсидировать свою новинку самостоятельно, либо продавать по реальной цене.

Очевидно, Рэй сразу отнес Apple ко второму типу компаний, которые не станут идти на поводу у опсосов, а значит, реальная цена «яблочных» телефонов окажется неконкурентной, в сравнении с девайсами, которые вместе с контрактом абоненты получали бесплатно. Далее идет любопытное предположение (кое-кто о нем наверняка вспомнит):

Некоторые предполагают, что Apple просто создаст собственного виртуального оператора сотовой связи и будет финансировать программу субсидирования, «отбывая» деньги на звонках и пользовании службой iTunes. Однако iTunes всегда существовала для продажи устройств, а не субсидирования производства. Служба не предназначена для получения денег, и сколь затратной она бы ни была, вряд ли это позволит покрыть расходы на выпуск стильной трубки, как если бы Apple вдруг стала раздавать «Айподы» бесплатно.

Так что вернемся к Apple, продающей телефоны существующим сотовым операторам, применяя тактику своих конкурентов. Наверняка можно сыграть на простом интерфейсе и удобном доступе к услугам операторов, но намного более вероятно то, что Apple будет продавать свой продукт на эксклюзивных правах какому-то одному оператору на каждой отдельно взятой территории.

Здорово, правда? В итоге все так и вышло: Apple пришлось провести множество переговоров с целым рядом опсосов. Это заметно ограничило потенциальный объем продаж, но вместе с тем снизило нагрузку на производственные мощности Apple, пока компания демонстрировала миру свой потенциал на новом для себя рынке.

До сих пор автор демонстрировал удивительную прозорливость (если, конечно, ему никто из инсайдеров не разболтал ключевые особенности стратегии Apple). Однако в заключении Рэй взял и все испортил:

В каждом регионе телефон Apple будет эксклюзивно продаваться через одну из ведущих сетей, и чтобы получить ограниченную функциональность этого продукта, некоторые потребители даже сменят оператора. Но вскоре придет понимание, что функциональность у конкурентов выше, да еще и цена ниже, продажи начнут падать. Через год появится новая версия, но, по сравнению с первым телефоном, в ней мало чего будет нового, и продукт забудут.

Единственный оставшийся вопрос заключается в том, когда iPod-телефон провалится, не утащит ли он с собой на дно и плееры iPod?

Однако чего бы стоила Apple, если бы через год-два она не смогла опровергнуть такие прогнозы! К счастью, мы и сегодня с удовольствием звоним по «телефонам Apple», и судя по финансовым показателям iPhone крайне далек от своего краха. :)

По материалу The Register