Доверие — сильное чувство. Благодаря ему страны становятся сильнее, спортсмены достигают новых высот, а компании, такие как Apple, выпускают продукты, которые вызывают счастливые улыбки по всему миру. Насколько доверие может быть сильным созидающим фактором, настолько его отсутствие может разрушить все до основания. В наши дни на рынке потребительской электроники это хорошо видно.

Предположения аналитиков и ведущих СМИ касательно того, что нужно Apple для достижения успеха, вызывают или кривую ухмылку, или раздражение. Читать этот бред — все равно что скрести ногтями по школьной доске.

Один из наиболее популярных комментариев звучит примерно как «Apple нужен продукт, который изменит всю отрасль» — ну, или какая-нибудь ересь в том же духе. А кто-нибудь назовет компанию, которой не был бы нужен продукт, который изменит всю отрасль?

Когда речь заходит о выходе новых продуктов, Apple демонстрирует свою знаменитую сдержанность. Компания может запросто выпустить гораздо больше моделей iPhone, чем предлагает сейчас. Такой «ход конем» вызвал бы приступ счастья у воротил Уолл-стрит, но смутил бы потребителя, а это, честно говоря, плохая затея.

Когда вы приходите в магазин за новым «ойфончиком», у вас всего два варианта: крутотенный iPhone 5s и симпатяшный iPhone 5c. Варианты предельно понятны, функциональность обоих устройств — предельно понятна, даже в цветах невозможно запутаться. Словом, все, что требует принятия решения, не вызывает вопросов. В этом и заключается преимущество Apple и ее потребителя.

И что же дает возможность компании выпускать всего две модели одного из самых популярных продуктов в мире? Доверие.

Это то самое доверие, которое позволяет Apple обновлять iPhone раз в год, а не через каждые несколько месяцев. Доверие сохраняет доминирующие позиции компании в верхнем сегменте рынка смартфонов. И еще это чувство не даст Apple выпустить бюджетное устройство, которое ценой расширения рыночной доли дискредитирует само название iPhone.

Теперь сравните столь высокое потребительское доверие с полной противоположностью, которое свойственно другому игроку этого же рынка. Можно выбрать практически любого производителя наугад, и увидеть, насколько отсутствие доверия влияет на продажи их продуктов.

Модель «два по цене одного» — не только классический прием подъема уровня продаж, но и явное свидетельство того, что компания не сильно-то и волнуется за продукт или бренд. Кто помнит, когда Apple последний раз применяла тактику «2 в 1»? Никогда. Потому что это ей не нужно — компания заботится о своем бренде и выпускаемых ею продуктах, поэтому тратит на разработку столько времени, чтобы продукт «выстрелил» с первого раза. Apple не нужно бесконечно плодить новые модели, потому что одно-единственное устройство уже представляет из себя то, что компания и планировала продавать.

А вот Samsung производит целую дюжину моделей Galaxy S4, чтобы «держать потребителя в тонусе» — от такой тактики буквально несет дефицитом доверия. Выброси на полки магазинов как можно больше продуктов и посмотри, что будут покупать, — это сложно назвать успешной долгосрочной стратегией.

Практически тот же подход Samsung применила и в отношении Galaxy Gear. Выпустить «умные часы», которые неудобны, быстро разряжаются и по большому счету ничего из себя не представляют, кроме как дополнительного экрана для телефона, — если составить список функций, которые потребитель хотел бы получить в наручных часах, Gear даже близко не подошли бы.

Так зачем Samsung выпустила такой «шикарный» продукт? На ум приходит лишь одна причина: желание стать первым на рынке. Явно не та мотивация, которая нужна компании, стремящейся изменить наше представление о целой продуктовой категории.

Apple еще не выпустила и даже не анонсировала свои так называемые iWatch, но пусть другие производители поголовно выпустят свои «умные часы», — от Apple мы ждем большего. А ждем мы большего, потому что Apple способна на большее.

Ведь чтобы изменить представление о каком-нибудь типе устройств, совсем необязательно его изобретать. Apple доказала это не раз на примере iPod, iPhone, iPad и даже Apple TV. На существующих рынках революция случилась потому, что Apple положилась на доверие и изменила эти рынки, предложив лучшие решения.

Apple берет проблему, продумывает способ ее решения и выпускает простой в использовании продукт, от которого пользователи приходят в восторг. В этом и состоит метод решения проблем и развития успешного бизнеса.

Джим Дэлримпл, The Loop