Для Apple 2013-й был интересным годом. Прежде всего тем, что главным по дизайну программных продуктов стал Джони Айв, в результате чего в свет вышла радикально новая iOS 7, внешность которой в некотором роде встряхнула давно ставшую привычной дизайн-парадигму Apple. Компания показала, что совсем не боится ломать свои же стереотипы. Чего же ждать от нее по части iOS и Маков в этом году?

Сначала iPhone

С самого начала существования iPhone OS дизайнеры Apple взяли курс на реалистичность элементов интерфейса. Очевидно, что такой подход берет свое начало из дизайна Мак-приложений, но показавший свои преимущества именно на ай-гаджетах, на которых нажатие кнопки на экране действительно означало нажатие кнопки на экране. Дизайнеры учились делать вещи реалистичными. По мере роста популярности iOS многие из чисто мобильных фишек перекочевали обратно на Маки.

Но всего одна кадровая перестановка — и все изменилось. Джони Айв взял под свое начало и дизайн программных продуктов, и самым ярким на сегодняшний день результатом стала iOS 7. Теперь программное обеспечение стало больше напоминать не слой яркой краски, а логичное продолжение самого устройства. После того, как iOS 7 впервые представили на WWDC 2013, гиперреалистичные интерфейсы и текстуры стали историей.

Многие сравнивают такую перемену с колебаниями маятника: и Apple, очевидно, качнулась слишком резко и слишком далеко от привычного для массового пользователя положения вещей. Помните, сколько крику наделал шрифт Helvetica Neue Light, который в первых бета-версиях iOS 7 стал стандартной системной гарнитурой? С одной стороны, «легкая Гельветика» намного гармоничнее смотрелась на экране iPhone 5, но при этом и читалась сложнее, особенно теми, у кого проблемы со зрением. Разработчики пошли на уступки и заменили легкое начертание «Гельветики» на обычное.

Теперь, после того как страсти поулеглись, iOS 7 представляется набором вполне разрешимых проблем. Многие моменты во внешности системы являются следствием слишком радикального ухода от скевоморфизма. Нужно лишь найти баланс между эстетикой и практичностью. Например, кнопки необязательно должны выглядеть так, словно вы на них реально нажали, касаясь пальцем экрана, — но некоторая визуальная реакция все-таки должна быть. Текстовые «кнопки» визуально не должны быть слишком тяжелыми, но вместе с тем они должны давать представление о размере активной площади самой кнопки.

Айв руководит разработкой программных интерфейсов уже больше года, и почти девять месяцев получает критику со стороны пользователей. Для дизайнера такого уровня это уже солидный опыт. iOS 7 стала большим шагом вперед, и самое классное в iOS 7 — это то, какой может стать iOS 8. Можно предположить, что изменения в iOS 8 будут проводиться в лучших традициях Apple: медленно, уверенно и постепенно.

Обратно на Мак

Как же новый подход в дизайне ПО отразится на Маках? Визуально OS X радикально отличается от нынешней iOS — не только в визуальном смысле, но и в том, как приложения сосуществуют на экране. Еще один важный момент — файловая иерархия: если в iOS каждое приложение «владеет» своим набором файлов, то OS X работает с огромной кучей данных, организованных в папки, для работы с которыми необходим отдельный файловый менеджер. И если в iOS использовались преимущественно визуальные представления каких-либо концепций, то в OS X применяется целый ряд концептуальных метафор: файлы, папки, окна, рабочий стол и т. д. Ко всему этому мы давным-давно привыкли и избавиться от этих метафор водночасье совершенно невозможно. Но в этом нет ничего страшного: Айфоны, Айпады и Маки не призваны обеспечивать один и тот же набор функций и возможностей в разных формах — напротив, в зависимости от конкретного устройства, формируется и определенный «опыт использования».

Как же можно перенести на Мак уроки, усвоенные в iOS 7? Примером такого переноса может стать интерфейс сайта iCloud.com. Анимация, скругленные формы, расположение элементов интерфейса — все это можно назвать «настольным» переосмыслением мобильных интерфейсов Apple. Легко представить, что iCloud.com, по сути, реальная попытка перенести дизайн iOS на Маки.

Диалоговое окно iCloud.com
«Бестелесные» кнопки в диалогах iCloud.com — один из примеров того, как может измениться интерфейс и OS X.

Впрочем, iCloud.com все-таки работает по принципу iOS: в каждый момент времени можно работать лишь с одним из приложений. Как же это все должно выглядеть, когда на экране находится сразу несколько программ? Текстовые кнопки без контуров — которые воспринимаются как гиперссылки, что для веб-приложения вполне нормально — могут вызвать проблемы в настольных программах. Но зерно брошено на удобренную почву, и появление на Маках минималистичных интерфейсов в духе iOS — вопрос времени. Да они уже появляются: вспомните хотя бы менеджер шрифтов Fonts — очень, очень неплохо.

Крейг Федериги как-то заметил: «Вам не захочется, чтобы Маки стали хуже из-за того, что кто-то попробовал превратить их в iOS-устройства. В то же время, вам не хочется чувствовать, словно iOS и OS X были созданы разными компаниями, и продукты отличаются лишь из-за отсутствия единой точки зрения».

Прошлый год стал для Apple годом, когда программная и аппаратная часть «яблочных» продуктов стали сливаться друг с другом. Мы стали свидетелями того, как комания сделала первые большие шаги в сторону объединения разных подходов в дизайне. И радикальные перемены в этом направлении стали одним из самых ярких событий в прошлом году. Привычная практика Apple медленного и постепенного развития продуктов уступила место большому рывку вперед, что далеко не все могут сразу осознать. Маки останутся Маками, а Айфоны останутся Айфонами, но вместе они будут потрясающе смотреться.

Дэйв Вискус, MacWorld