Удивительно, какие параллели можно найти между современностью и прошлым. Взять, к примеру, плоский дизайн в мобильных интерфейсах — сейчас это довольно горячая тема для обсуждений в профессиональном и не очень профессиональном сообществах. У одних плоский дизайн вызывает счастье — у других отторжение. Но и тем и тем нужно понимать одну простую вещь — история повторяется.

И сегодня я хочу продемонстрировать вам это на примере развития архитектуры. Может показаться, что дизайн интерфейсов и архитектура — далекие друг от друга вещи. На деле же, история их развития во многом похожа и немного изучив историю архитектуры, можно понять логику сегодняшних дизайнеров. Сегодня предлагаю вам немного окунуться в историю советской архитектуры, чтобы увидеть, какие неожиданные параллели можно найти между совершенно разными эпохами и странами.

Думаю, что многим из вас знакомо понятие «сталинский ампир». Для тех, кто далек от этой темы, скажу, что это — особое направление в советской архитектуре, которое существовало в 40-50-х гг. прошлого века и которое отличало классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Тогда почти каждое здание в Союзе строилось по индивидуальному проекту. Денег на оформление, проектирование и строительство не жалели вовсе. Стране и режиму нужно было показывать величие во всей своей красе.

Главное здание Московского Государственного Университета
Главное здание Московского Государственного Университета

Свой расцвет сталинский ампир переживал в конце сороковых годов. Страна вышла победителем из Второй Мировой войны и стала важнейшим игроком на мировой арене. Величие и амбиции страны Советов только возросли. И соответственно, это нужно было как-то закрепить и в архитектуре. При том строе было возможно использовать одинаковые стандарты во всем, и в архитектуре в том числе. Такое наверняка бы понравилось Apple, которая любит контролировать абсолютно все.

Здание Министерства Иностранных Дел, Москва
Здание Министерства Иностранных Дел, Москва

Единый архитектурный «интерфейс» к тому моменту уже сформировался. Были построены и богато оформлены первые станции московского метрополитена, сталинские высотки в Москве, жилые и административные здания во всей стране. Если посмотреть на здания, построенные до 1954 года, то вы с легкостью сможете увидеть «сталинизм» там: высокие потолки, арки, декоративные портики, колонны, лепнина на внешних стенах. Что и говорить, на такие здания приятно смотреть.

Но в 1953 году Сталин был убит, а в результате аппаратной борьбы свою власть в руках сосредоточил Никита Хрущев, который настолько круто изменил архитектурный облик страны, что мы до сих расхлебываем последствия тех решений.

Устранить излишества!

В 1955 году вышло эпохальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое положило конец сталинскому ампиру в советской архитектуре и открыло дорогу совершенно новому стилю. Вот некоторые выдержки из того легендарного постановления:

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами […]

Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над .улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир […], что не соответствует требованиям экономики.

Мотивы подписания таково постановления понятны. В стране была жесткая проблема с обеспечением жильем населения огромной страны, которая ютилась в бараках и эту проблему нужно было решать. Как? Избавляясь от, как тогда говорили «излишеств», переходя на типовое проектирование и массовое строительство типовых зданий. Особое внимание предлагаю уделить вот этому абзацу постановления:

Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид здания и сооружения должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ

Простота, строгость форм и экономичность решений. Связь архитектурных форм с назначением зданий и сооружений. Не находите ничего общего? Думаю, некоторые из вас уже догадались :)

Brick_Khrushchev_house_in_Tomsk
Классическая хрущевка

И вместо красиво оформленных зданий стали появляться однообразные типовые проекты жилых зданий, школ, детских садов, ДК и прочая прочая. В 70-е и 80-е годы типовое строительство получило невиданный размах и теперь многие из нас живут примерно в таких домах:

Alpiiskii_per_15k1
Типовое панельное здание, построенное в 70-80-х годах

Они конечно бывают разными, но общая концепция такова — фокус на функциональном предназначение, четкие прямые формы и отсутствия какого-либо внешнего украшательства.

 iOS 7 — простота, минимализм и фокус на содержании

А теперь посмотрим, что произошло с iOS 7. На смену скевоморфизма со всеми его украшательствами, «богатством дизайна» и желанием «лизать» иконки, пришел плоский дизайн с упором на типографику, простые формы и фокусом на контенте, а не внешнем виде. Нельзя не вспомнить вчерашнюю историю про плоский дизайн.

Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений

ios7-vs-ios6_co.design_8-630x475

Но разве не свойственна ли простота и строгость форм той же iOS 7? Вспомним хотя бы тот самый знаменитый ролик про iOS 7, в которой Айв постоянно повторяет слова «простота» и «ясность»:

Можно сказать, что Айв и Хрущев (конечно, по разным мотивам, в разных эпохах и в разных условиях) сделали что-то похожее.

На смену плоскому дизайну придет что-то еще, более «богатое». Потом появится новая реинкарнация «плоскости». Это закономерный закон развития всего, в том числе дизайна и искусства.

 P.S.

Кстати, говоря о том, что история повторяется, нельзя не вспомнить про то, что сталинская архитектура пришла на смену конструктивизму:

Студенческое общежитие "Дом-Коммуна"
Студенческое общежитие «Дом-Коммуна»

История повторяется.