Прошло два года с тех пор, как Apple была признана (по версии Edge) лучшей в сфере портативных игр: компания «изменила игровую индустрию безвозвратно». Что произошло за это время? Не стало Стива Джобса, компания выпустила iPhone 5, а затем «раздвоила» его, зелёное сукно Game Center сменилось спартанским интерфейсом, а волна лицензированных контроллеров iOS захлестнула рынок, откатив iPhone и iPad ближе к миру традиционного аппаратного обеспечения для видеоигр. В остальном, однако, ничего не изменилось — например, Apple не притронулась к бизнесу домашних игровых консолей через свою телеприставку.

Но самое печальное — по крайней мере для геймеров, которые перестали видеть свою игровую жизнь без платформы iOS — складывается ощущение, что этот огромный потенциал куда-то испарился. Когда-то мы видели новый перспективный рынок свежих идей, неограниченного творчества и смелых реализаций новых геймплеев… Что представляет собой App Store 2014? Мусорку из вытягивающего деньги хлама, бесстыдных подделок и предсказуемых продолжений. Нет, конечно, достойные внимания игры всё ещё существуют, но они в основном находятся где-то в тени, и нам продолжают рассказывать бесконечные страшилки о том, что платные игры больше не выгодны и вымирают. Что произошло с игровой революцией iOS?

Игры free-to-play

В App Store по-прежнему крутится невообразимое количество денег: только за декабрь 2013 года рынок привлёк примерно 1 миллиард долларов, однако, львиная доля прибыли идет элите разработчиков, делающих игры free-to-play. Список самых прибыльных игр App Store, благодаря которому многие игроки узнают о новых играх, по сути застыл. «Все топ-10 кассовых приложений 2013 года — примерно годовой свежести, — рассказывает консультант по дизайну игр free-to-play Николас Лоуэлл (Nicholas Lovell), — не существует другой подобной индустрии развлечений, где месяц от месяца в топе висит одно и то же… Люди определённо покупают свои позиции в чарте. В этом даже нет сомнений».

«Я считаю, что Топ кассовых игр должен быть удалён из магазина, — считает основатель студи Fireproof Games Барри Мид (Barry Meade), — он совершенно не отражает актуальной ситуации с продажами и из него пользователи не могут узнать о новых захватывающих играх, в которые они могут поиграть на своих устройствах».

А вообще не удивительно, что модель free-to-play стала доминирующей на iOS и Android. Эти платформы всегда были лояльны к тем, кто любит сэкономить. Это рынки, где простые, недорогие игры типа Angry Birds уже давно правят бал. В самих по себе free-to-play играх нет ничего плохого. Плохо то, что новичкам трудно пробиться, даже имея хороший потенциал.

У инди-разработчиков сейчас не особо успешные времена. На каждую историю о суперфирме, ежедневно зарабатывающей по 2 миллиона долларов, найдётся печальный рассказ о какой-нибудь крошечной студии, пытающейся добиться успеха на рынке free-to-play игр и терпящей неудачу. Например, в игре Gasketball слишком много всего было задаром — провал. Доход от Combat Monsters «ужасно разочаровал» (по словам студии Пола Джонсона (Paul Johnson)). Когда вышла головоломка Bombcats от Radiangames, «у людей просто не было желания платить за игры», — объясняет создатель Люк Шнайдер (Luke Schneider).

Punch Quest была «слишком щедрой» на старте, говорит Кепа Оваэ (Kepa Auwae) из Rocketcat Games. Только 0,1% игроков платят деньги за игру, в которую играют. «Мы подняли цены на всё примерно в шесть раз [чтобы сделать игру успешной] — объясняет Оваэ, — в таких играх, где люди покупают прогресс, действительно хочется намеренно скосить баланс игры таким образом, чтобы вызвать у людей нетерпение».

Тем не менее, недавно выпущенная iOS-версия Tales Of Phantasia от Namco Bandai продемонстрировала, как взимание денег в играх F2P могут разрушить игру. В этой версии, доступной только бесплатно, трудность игры была повышена и ключевые пункты сохранения были удалены с целью заставить игроков купить Сферу Возрождения (resurrection orb) по 2 доллара за штуку.

Ловелл отмечает, что «игры free-to-play надо уметь делать [разработчикам], и вы должны суметь делать игры, которые сможете поддерживать в течение длительного времени — а это не все разработчики готовы делать».

И пока кучка топовых free-to-play игр продолжает грести деньги лопатой, мы будем наблюдать всё те же названия. Приток издателей на рынке не помогает.

Клоны

Ещё одна проблема в сфере игр на iOS — сотни игр по содержанию повторяют прошлые. Это невозможно игнорировать. Вспомним бурный рост количества игр, которые копируют шаблон геймплея игры Clash Of Clans от SuperCell: например, Call To Arms от Gree, Total Conquest от Gameloft и Samurai Siege от Space Ape.

Ловелл называет этот вид бегства от риска «творческим страхом».

Захватывающий дух успех Clash Of Clans от SuperCell повлёк за собой длинную цепочку подражателей:

Тенденция развития дешевых клонов среди инди-игр вызывает у некоторых досаду. Игра Ridiculous Fishing от Vlambeer, голландской независимой студии разработки игр, хоть и стала Игрой 2013 года на iPhone, но игра Ninja Fishing, прорвавшаяся на рынок, снизила запал команды, не говоря уже о потенциальных клиентах и прибыли.

Такое наглое копирование проявляется не только среди инди. Например, Homemade Games недавно выпустила Front Wars — откровенный клон легендарной стратегии Advance Wars от Intelligent Systems, достаточно посмотреть на картинки иконок приложения.

Некоторые пытаются призвать закон до App Store, если не вершить правосудие. Доходит до нелепого. Один из недавних зарегистрированных случаев — King, разработчик пазла Candy Crush Saga, запатентовал слово «candy» для борьбы с клонами вроде Candy Blast Mania. Менее понятно решение King выступить против названия стратегии The Banner Saga от Stoic. Хотя нюансы в законодательстве о товарных знаках сложны, ясно одно: плохо будет, если оригинальные игры будут страдать из-за появления клонов на других платформах.

Вообще, у Apple в отделе игр для iOS есть строгие правила о том, какое содержание является приемлемым. Из-за них была удалена Sweatshop HD — сатирическая игра о производственной линии, которой управляют дети, от британских разработчиков Littleloud. Игры, где был хоть намёк на условия работы на заводах, где собирают iPhone, были запрещены. В игре про сирийскую гражданскую войну были вынуждены изменить настройки и перенести действие в вымышленную страну, а игра про контрабанду нелегальных иммигрантов через мексиканскую границу была переделана в игру про перевозку милых зверюшек в зоопарк.

Такие условия заставили разработчиков игр избегать острых и спорных тем: «Если вы хотите критиковать религию, напишите книгу. Если вы хотите затронуть тему секса, напишите песню или создайте медицинское приложение».