«Я вряд ли заработаю много денег на этом проекте, главное — окупить стоимость деталей, изготовление, доставку и кредитные карты/сборы на Kickstarter, ну и долларов 10 сверху, чтобы купить праздничные пиццу и пиво». Так думал скромняга Палмер в начале 2012 года.

Август 2012 года: в течение нескольких часов Oculus поднимает 2,5 миллиона долларов на Kickstarter.

25 марта 2014: Facebook покупает компанию за 2 миллиарда долларов.

Чудеса, да и только!

Итак, что это за Oculus и почему её основатель Палмер — везунчик?

Очень многие впервые услышали о компании Oculus в конце марта текущего года благодаря решению Facebook о её приобретении. Однако, существует она уже более … лет.

Начало

Примерно в возрасте 15 лет Палмер Лаки (Palmer Luckey — да, его имя звучит актически как «счастливчик») начал влюбляться в концепцию виртуальной реальности.

Днем он посещал занятия в местном колледже. Ночью он превращался в основателя и администратора ModRetro, сообщества, посвященного модифицированию старых игровых консолей. Чем старее, тем лучше. Любимая вещь, собранная Палмером? Гарнитура виртуальной реальности (первые попытки).

На протяжении конца 80-х и 90-х годов десятки компаний пытались добиться превратить коммерческого успеха гарнитур виртуальной реальности. Все они не смогли — было трудно: какие-то гаджеты получались слишком дорогими, а многие просто не работали и не стоили и выеденного яйца. Все они слишком опережали свое время (слишком дорогие для производства компоненты; большинство домашних компьютеров были слишком слабыми для поддержки такого устройства).

Всеми мыслимыми путями Палмер пополнял свою коллекцию гарнитур виртуальной реальности, стараясь сэкономить «копеечку»: он успевал на ликвидации товаров, государственные аукционы и сам ездил к продавцам, чтобы не платить за доставку. В итоге он получал на руки гарнитуры, стоившие когда-то по 100 тысяч долларов, меньше чем за 100 баксов. По его собственным оценкам, у Палмера самая большая в мире частная коллекция гарнитур виртуальной реальности.

Примерно в 16 лет Палмера захватило новое хобби: гарнитуры собственной сборки, так как его не устраивало то, что существовало. Он задался целью сделать что-то лучше. Некоторые из прототипов были собраны по кусочкам из его коллекции; некоторые были модифицированными версиями дисплеев, которые смастерили другие энтузиасты… Всё близилось к формированию компании. Палмер, параллельно обучаясь журналистике, работал инженером в лаборатории Mixed Reality lab Университета Южной Калифорнии, экспериментируя с виртуальной реальностью и дисплеями, крепящимися к голове.

Компания

Вы никогда не знаете, с кем пересечётесь, гуляя по Интернету. Однажды Палмер в одном из чатов встретил Джона Кармака. Да, это был тот самый Джон Кармак. Соучредитель Id Software; главный программист Doom, Wolfenstein 3D и Quake. И так удачно совпало, что Кармак размышлял над идеей нагнетать создания собственных очков виртуальной реальности, модифицируя гарнитуру, которая была у него в наличии. Палмер поспешил упомянуть изготовленные им прототипы. Кармак заинтересовался настолько, что готов был купить дисплей, который крепится к голове. Конечно же, Палмер просто подарил ему этот гаджет.

carmack

Это было, пожалуй, лучшее решение в жизни Лаки. Несколько месяцев спустя, Кармак был на выставке E3, демонстрируя всем желающим один из прототипов Лаки.

Внезапно эта вещь перестала быть просто безызвестным изобретением фанатика. Интернет разгорелся от разговоров о «новом проекте виртуальной реальности Кармака» — хотя Кармак официально не присоединялся к компании в течение года. Наконец выпал шанс для Палмера. В течение нескольких недель Палмер бросил колледж, чтобы заняться компанией. В июне 2012 года появилась OculusVR.

Kickstarter

Когда Палмер впервые начал думать о Kickstarter — ещё задолго до того, он встретился с Кармаком, задолго до того, как создал компанию — он надеялся, что хотя бы человек 100 энтузиастов поддержат его проект. Потом была реклама от Кармака. Другие титаны индустрии, такие какие как Гейб Ньюэлл из Valve, оказали свою поддержку проекту.

1 августа 2012 года Oculus начала свою кампанию на Kickstarter. Для компании с такими амбициозными планами — возродить целый жанр, преуспеть там, где многим это не удалось только десять лет назад — у них была довольно скромная цель: 250 тысяч долларов. Это меньше, чем некоторые из тех гарнитур из коллекции Палмера, когда они только появились на рынке.

oculus

В течение 24 часов они привлекли 2750 человек и 670 тысяч долларов. В течение трех дней они заработали миллион долларов. Кстати, на тот момент в компании Oculus было 10 сотрудников, а когда компания была продана Facebook, в ней работало уже 100 человек).

Dev Kit 1

dk1

Oculus Rift DK1 позволил людям взглянуть на потенциал Oculus и понять одну вещь: эта маленькая гарнитура за 350 долларов уже лучше, чем все, что было до неё. Но она не была идеальной (экран с низким разрешением, проблемы с отслеживанием положения головы). Несмотря на недостатки, Oculus удалось продать все гарнитуры до единой — 65 тысяч единиц Dev Kit 1 были официально распроданы 21 февраля 2014 года.

Dev Kit 2

dk2

Утром 19 марта (всего за неделю до приобретения Facebook) Oculus начала принимать предварительные заказы на второй релиз — Developer Kit 2. Это по-прежнему не тот продукт, который Oculus намерена поставлять потребителям, но уже ближе к нему. В этой версии исправлены многие проблемы предыдущей (разрешение дисплея улучшено с 640×800 до 960×1080; решена проблема укачивания, вызванная размытием движения; появилась внешняя камера).

Что теперь?

fb-rift

До приобретения Facebook у Oculus были два крупных пункта в списке дел: 1) отгрузить все предварительные заказы, которые они получили на второй комплект, 2) доработать и продавать продукт для потребителя.

После новости о покупке Facebook у компании появилась огромная новая задача: удержать людей на своей стороне.

Одним из самых больших преимуществ Oculus всегда было то, как люди воспринимали её. Это любимая сказка в техническом мире: простому, но одаренному парню удаётся пройти путь от гаражного проекта до компании, которая делает миллионы. Поэтому получается, что приобретение Facebook’ом было воспринято негативно некоторыми самыми большими поклонниками, для которых Oculus была вроде любимой группы, которая взяла и «продалась».

Спустя несколько часов после объявления многие обязались отменить свои заказы DK2 и стали подначивать других. Notch, создатель Minecraft, сразу (причём публично) убил планы компании по созданию версии для Oculus.

Oculus настойчиво объясняет, что будет оставаться абсолютно независимой в Facebook. Теперь их задача состоит в том, чтобы так или иначе убедить в этом мир.

Самое лучшее, что Facebook может сделать, так это держать свои руки подальше от компании. Пусть Facebook вливает деньги, но оставит бренд и даст компании возможность осуществить свои планы. Если это долгосрочная игра, то краткосрочной стратегией Facebook должно быть оставаться на расстоянии.