Она работала над дизайном в Apple, Microsoft, Facebook и Paypal. Она подарила Macintosh «улыбку». Она сотворила множество замечательных иконок. Да и саму её можно считать иконой дизайна. Приятно познакомиться, Сьюзен Кэр — одна из немногих женщин в Apple.

Сьюзен с детства обожала рисовать и с головой уходила в это занятие. Когда Сьюзен подросла, то стало видно, что она серьёзна в своём намерении превратить увлечение детства в нечто большее: она углубилась в изучение истории искусств и мечтала стать не просто хорошим, а всемирно известным художником.

Возможно, из неё бы и получился Пикассо нашего времени, но судьба распорядилась иначе, дав ей холст размером в… 1024 пикселя. В 1982 году случайная встреча со старым другом, сотрудником Apple, обернулась тем, что Кэр начала работать в новом для себя пространстве — компьютерном. Ну и что, что с компьютером она была не совсем на «ты», а опыта работы с цифровым дизайном у неё вообще не было. Это не помешало Кэр устроить пикселизированную арт-революцию.

Для многих иконки Сьюзен Кэр были первым опытом взаимодействия человека с компьютером: эти иконки были доступными для понимания, доброжелательными и простыми, как их автор. Сегодня для многих эти маленькие картинки — бомба, кисточка, мини-секундомер, собакорова (dogcow) — как старые пикселизированные друзья.

Как всё начиналось?

Графический интерфейс пользователя

Реклама Apple Macintosh 1984 года (Macintosh 128k):

Когда Apple запустила Macintosh в 1984 году, то позиционировала его графический интерфейс как простой и удобный — но чтобы создать его, Apple пришлось выстроить длинную цепочку инноваций в компьютерной сфере.

Что касается пиксель-арта, она не была первопроходцем. В начале 1970-х годов Xerox PARC создали персональный компьютер Alto, который был оснащен растровым экраном и меню — это и был первый компьютер для интеграции графического интерфейса. За ним последовал Star в 1981 году, в котором были элементарные иконки. Получается, Xerox PARC придумала «пиксель-арт».

Иконки в Xerox 8010 Star (1981):

Всего десяти минут просмотра пользовательского интерфейса Xerox хватило Джобсу, чтобы сказать: «Однажды все компьютеры будут так работать». И принялся за дело.

Ранний дизайн MacSketch (позже MacPaint):

В компьютере Lisa были иконки, в основном базирующиеся на тех, что были у Xerox. И не было бы у них своих, красивых и оригинальных, если бы в компанию не пришла работать в 1982 году Сьюзен Кэр.

Ранняя реклама Macintosh со Сьюзен Кэр, 1983 год:

Работа в Apple

В 1978 году Кэр получает степень доктора наук по дизайну, окончив Нью-Йоркский университет. Вы только прочитайте название её диссертации: «Исследование использования карикатуры на примере отдельных скульптур Оноре Домье и Класа Ольденбурга» — оно явно свидетельствует о цели Кэр в то время: «стать либо прекрасным художником, либо учителем». Она взялась за кураторскую работу в Музее изобразительного искусство Сан-Франциско, и к началу 80-х годов оказалась в Пало-Альто по работе.

Тем временем под руководством Джефа Раскина (Jef Raskin) Apple выхаживала план по разработке Macintosh, «простого в обращении, недорогого компьютера для обычного пользователя». Когда задача была поставлена перед дизайнерами в 1982 году, системный программист и член команды дизайнеров Энди Херцфельд (Andy Hertzfeld) уже знал кандидата.

Херцфельд, которые годом ранее был переведён из команды Apple II в команду Macintosh по воле Стива Джобса, был одноклассником Сьюзен Кэр — эти двое знали друг друга с 14 лет. Когда он узнал, что она была в том же городе, то позвонил ей. Кэр вспоминает: «Мы с Энди поддерживали дружеские отношения после школы, и я знала, что он помешан на компьютерах. Он показал мне очень «сырой» Macintosh и сказал, что компьютер нуждается в графике. Он ведь знал, что я заинтересована темой живописи и графики, и что, если дать мне миллиметровую бумагу, я смогу нарисовать небольшие изображения из квадратов, которые он мог бы передать на экране компьютера. Эта работа показалась мне великолепной. Я сделала её в обмен на Apple II, хотя на самом деле я не использовала Apple II для графики на Mac».

Вот старые тетрадные наброски Кэр.

Указывающий палец, использующийся позже для команды «Вставить»:

Ножницы — для команды «Вырезать»:

Кисточка — использовалась в MacPaint:

Два ранних дизайна для программной команды «Jump»:

Сапог:

Кэр впоследствии предложили работу с фиксированным временем, неполный рабочий день. Работа заключалась в разработке дизайна шрифтов и иконок для Apple Macintosh; на её визитной карточке было написано «Macintosh Artist». Она никогда не работала с компьютерной графикой до Apple, но быстро добилась успехов, приспособившись к новой среде. «По моим воспоминаниям, я ничего не знала о цифровой типографии, но я осилила столько книг о ней, сколько смогла».

Каре обнаружила, что пикселизованное искусство недалеко ушло от других форм искусства, некоторые из которых датируются тысячами лет: «Я до сих пор шучу, что ничего нового уже невозможно создать, и растровые изображения похожи на мозаику, на вязание крючком и другие псевдо-цифровые художественные формы — все их я практиковала до работы в Apple. У меня не было никакого опыта работы с компьютером, но у меня был опыт работы в области графического дизайна».

Когда она начала работать, на Macintosh не было редактора иконок. Но Херцфельд вскоре разработали редактор иконок, который автоматически генерировал шестиугольник под иконкам. Таким образом, Кэр смогла сосредоточиться на творческой работе, а не на технических аспектах.

Обычно, по словам Кэр, команда говорила ей, какие концепты им были нужны, а она в свою очередь размышляла над выбором элементов. Вдохновение для создания своих ранних иконок она черпала из широкого круга источников — истории искусства, странных гаджетов и забытых иероглифов.

В её концепции для клавиши «command» обыгран крест Saint Hannes, который был первоначально символом для «достопримечательности» в 1950 году в Финляндии, затем дорожным знаком в Скандинавии, а позже был использован в Швеции в качестве указателя на интересную особенность или аттракцион в палаточном лагере. И вот по сей день этот значок украшает клавиатуры компьютеров Apple.

Иконки для первых компьютеров Macintosh:

Бомба для обозначения системной ошибки:

Перед Кэр также была поставлена ​​задача создания новых наборов шрифтов для Macintosh. В то время большинство цифровых шрифтов были моноширинными (узкие и широкие символы были сплющены под одинаковое растровое пространство); Кэр пришлось реализовать первый пропорционально-разнесенный шрифт. Она описывает свою процесс: «Я начал с Chicago, дальше были New York, Geneva, Monaco, Cairo, San Francisco и Toronto. Поскольку Macintosh первоначально шёл в паре с матричным принтером ImageWriter, я создала семьи растровых шрифтов, которые были сделаны так, чтобы ыглядеть гладким при печати».

Шрифты Кэр:

Годы спустя, в своей теперь уже знаменитой стэнфордской вступительной речи, Джобс сказал: «У Mac никогда бы не было столько гарнитур шрифтов и пропорциональных шрифтов», если бы курс каллиграфии в колледже Рида. Хотя Кэр ни разу не слышала, чтобы он упоминал об этом во время её работы над дизайном, но говорит, что Джобс был крайне придирчив к деталям будущих шрифтов:

«Я научилась никогда не показывать Стиву что-то с вопросом: «Нравится ли вам это?», потому что он неизменно отвечал отрицательно. Он хотел, чтобы вы работали над этим больше и делали лучше. Единственный обходной путь был — придумать несколько вариантов и спросить его, какой ему нравится.

Одним из таких вариантов стал шрифт Cairo, который Кэр разработала как «набор забавных современных иероглифов». Набор шрифтов состоит из изображений — от пальмы до пистолета, целью его создания было обеспечить простой способ для пользователей комбинировать изображения с текстом.

Собакорова:

Возможно, самым известным из персонажей стала собака-корова Клэрус, забавная собачка, которую изначально ошибочно приняли за корову. Клэрус со временем стала культовым персонажем.

В Apple Кэр была не просто хорошим работником, но и приятным коллегой. Энди Херцфельд вспоминает её «причудливое чувство юмора» в офисе. Одной из её работ, в которой особенно ярко проявился её характер, стал портрет Джобса. Херцфельд рассказывает: «Однажды я подошел к её рабочему месту, чтобы посмотреть, над чем она трудится, и я был удивлен, увидев её кропотливо рисующей крошечный портрет Стива Джобса. Иконки были размером 32×32, 1024 чёрных и белых пикселей в общей сложности, и я не думал, что это можно было сделать очень хороший портрет в таком крошечном пространстве, но Сьюзен как-то удалось создать моментально узнаваемое сходство с озорной улыбкой Стива. Всем, кто увидел эту картинку, понравилось — даже самому Стиву.

Она сделала еще несколько портретов для других членов команды, работающих над Mac, которые пожелали быть увековеченными в тысяче точек. Она, как правило, работала на ними в конце дня, болтая с персонажами, пока они позировали, в то время как другие члены команды слушали. Я узнал нескольких из моих товарищей по команде намного лучше после этих сессий».

Узнаваемый облик Джобса:

Херцфельд также напоминает одни из ранних проявлений способностей Кэр.

В 1983 году Стив Джобс поделился с командой Macintosh своими мыслями. «Лучше быть пиратом, чем служить во флоте», — сказал он, оглядывая маленькую, но революционно настроенную группу. В том же году,растущая команда из 80 человек переехала в большее офисное помещение (и менее оригинально оформленное). Чувствуя, что пространство не отражает культуру Mac, Кэр решила оживить причудливый дух компании: молодой дизайнер сшила флаг с изображением члена команды по имени Стив Каппс и добавила огромный череп с перекрещенными костями (а на повязке на глазу красовался радужный логотип Apple), и установила его на крыше компании.

Флаг стал постоянным элементом на здании и символом устойчивости команды.

Годы спустя Кэр станет одним из нескольких креативных директоров в Creative Services в Apple. Когда Джобс был вынужден уйти из Apple в середине 80-х, он основал NeXT и взял с собой нескольких бывших членов команды Macintosh. Среди них была и Сюзен Кэр…

Как сложилась карьера этой талантливой женщины дальше? Ждите продолжения истории!