Все развивается по спирали: то что вчера было объявлено устаревшим — завтра может вернуть себе утраченную популярность. После выхода iOS 7 плоским дизайном, похоже, некоторые уже достаточно пресытились, чтобы задаться вопросом: а не пришло ли время дать скевоморфизму другой шанс?

Последние несколько лет в сфере компьютерных интерфейсов наблюдалось постепенная смена приоритетов. Скевоморфичные дизайны уступили место плоскому стилю. Но не зашли ли мы слишком далеко? Возможно, настал момент объявить о заре новой, пост-плоской эры цифрового дизайна.

С тех пор, как оригинальный Макинтош со своим виртуальным рабочим столом определил новый способ взаимодействия с компьютерами, экранные интерфейсы стали преимущественно скевоморфичными, то есть имитировали объекты из реального мира. Сначала дисплеи были ограничены в разрешении и цветопередаче, поэтому главной задачей было сделать интерфейсы максимально реалистичными. А поскольку большинство пользователей не были еще столь опытными, скевоморфизм стал ценным инструментом в освоении людьми цифровых интерфейсов.

Но когда дисплеи стали фотореалистичными, скевоморфизм утратил свой смысл. Теперь же для компьютеров не проблема создать иллюзию, что мы смотрим на нечто реальное, — без дешевых дизайнерских фокусов типа строчной прошивки или кожезаменителя. К тому же большинство людей уже выросли в мире, где компьютерные интерфейсы стали повсеместными. Элементы интерфейса больше не обязаны выглядеть, как реальные объекты, чтобы их назначение было понятным.

Поэтому Джони Айв и взялся за переработку дизайна iOS и OS X, безжалостно вырезав многочисленные скевоморфичные элементы, созданные его предшественником, скевоманьяком Скоттом Форстоллом. Как выразился дизайнер Fast Company Джон Павлус, «скевоморфизм решает проблему, которой у iOS больше нет», — и это справедливо и для других операционных систем и приложений. Google, Microsoft, Twitter, Facebook, Dropbox и даже Samsung — все они выбрали плоский дизайн, выбросив текстуры и градиенты, некогда определявшие внешний вид их продуктов, в пользу сплошных цветов и типографичного дизайна.

Бесспорно, это хорошо. Скевоморфизм привел к появлению чрезвычайно одномерного дизайна, такого как имитация «бильярдного стола» в Game Center из iOS 6. Но в своей заметке дизайнер Уэллс Райли из Collective Ray выступает в пользу мнения, что все зашло слишком далеко.

Плоский дизайн, по своей сути, максимально далек от скевоморфизма. Сравните сплошные цвета iOS 7, простые иконки, полупрозрачные панели и типографичный дизайн со стилем iOS 6. Где раньше в избытке были искусственные отражения, квазиреалистичные текстуры, тени и псевдотрехмерные элементы, в iOS 7 появились чистые цвета, отсутствие градиентов и теней — прямо хвалебная ода двухмерной природе дисплеев современных смартфонов. И хотя плоский дизайн придал iOS 7 цельности, также он лишил эту операционку своей индивидуальности. «Семерка» похожа на современные небоскребы из стали и стекла, в то время как iOS 6 больше напоминает ярморочный балаган с веселыми скоморохами. Но, может, стоит вернуть толику былой дурашливости.

Вот как Райли определяет элементы «после-плоского» интерфейса:

  • Иерархия определяется не только цветом, но также размером и композицией.
  • Очевидные кнопки, формы и интерактивные элементы.
  • Скевоморфичное представление аналогов реальных объектов (изгиб страницы электронной книги, например) — сугубо для эстетического удовольствия пользователя.
  • Четкий акцент на контенте, а не оформлении.
  • Красивая и удобочитаемая типографика.

Доводы Райли состоят в том, что плоский дизайн обеспечил визуальную простоту и чистоту, но вместе с тем нивелировал ощущение чуда и необычности. В приложениях содержимое, цвет и типографика по-прежнему должны преобладать над чистым украшательством, но почему, скажем, при чтении электронной книжки реалистичный изгиб страницы — преступление, если пользователю это доставляет удовольствие?

«Без четких визуальных требований, связанных с плоским дизайном, «пост-плоская» стилистика дает дизайнерам целую кучу способов изучить новую эстетику — имея за плечами знания и опыт работы в скевоморфичном и плоском «жанрах», — пишет Райли. — Смахните пыль с ваших теней и градиентов — и добавьте их в ваши плоские кнопки и значки. Вы создадите лучшие свои проекты, не чувствуя себя ограниченным какой-то одной эстетикой. Верните в свои интерфейсы разнообразие, творческое начало и повод для восхищения».

Может, в словах Райли есть смысл. В конце концов почему нужно полностью отказываться от скевоморфизма? Легкими мазками кисти приложениям можно вернуть былую индивидуальность. Для нас, кто угрюмо наблюдает за появлением практически одинаковых «плоских» приложений, это был бы отличный вариант. Пора маятнику качнуться в обратную сторону, от плоского к скевоморфичному. Хотя бы самую малость.

Джон Браунли, Fast Company.