Иногда мне кажется, что реклама вообще не работает, что все эти неестественно улыбающиеся лица на плакатах могут вызвать только жалость к моделям, которых так перекорежило. Думаешь: «Наверное, реклама действует на кого-то, но уж точно не на меня». Но трудно спорить с фактами, и когда понимаешь, что в твоей корзине оказывается именно то, что сегодня утром видел на баннере, невозможно продолжать строить свои иллюзии.

Мне очень понравилась сверхзадача рекламы Фостера:

Реклама нужна товарам, так как они:

— мало чем отличаются друг от друга;
— большинству людей не нужны.

Второй пункт заставляет задуматься: мне нужно всё, что я покупаю?

Вспоминается одна история. Многие супермакеты устраивают такие акции, когда надо вклеивать в книжку наклейки, которые получаешь за сумму покупки. Потом можешь что-то купить со скидкой. С одной стороны, кажется, почему нет, раз я и так покупаю всё время в этом магазине?

Я тоже как-то попробовала вклеивать эти наклейки, и когда их было достаточно, начала смотреть, что можно купить со скидкой. Например, новый чайник. У меня есть чайник, он работает, но он старый. Может, купить новый по акции? Увидела цены, вроде нормально. А потом решила посмотреть в интернете, сколько он стоит на самом деле.

В интернет-магазине эта модель стоила немного дешевле, чем в магазине «со скидкой». Но суть этой истории не в том, что магазины НИКОГДА не будут продавать что-то себе в ущерб.

Суть в том, что я решила купить чайник, когда он был мне фактически не нужен. Конечно, не купила, но ведь рассматривала такую возможность. И это печально, потому что повторяется со всеми товарами.

Значит, надо разработать какую-то систему, чтобы не жить под воздействием рекламы. Если возникает вопрос: «Почему бы и не жить, что в этом такого?»:

  •  это заставляет делать неправильный выбор;
  •  просто неприятно, когда понимаешь, что тобой манипулируют;
  •  это заставляет покупать всё больше того, что тебе не нужно.

Так что, никак нельзя спастись от этого? Только уходить в глухую Тайгу, где нет рекламы? Наверное, можно хотя бы снизить это влияние. Я думаю, что вот это поможет:

1. Отследите себя

Просто можно попробовать отследить свои желания. Это достаточно легко, главное настроиться. У меня получается практически всегда, за исключением таких случаев, когда я просто не помню или даже не задумываюсь о мотивах.

Если вам пришло в голову что-то купить, хватит секунды, для того чтобы просканировать свою память и понять, почему пришло такое желание. Как правило, ответы рядом: услышали на улице, как кто-то рассказывал историю о продукте или её рассказали вам, увидели рекламный баннер, рекламу по телевизору, всплыла реклама в приложении.

В тот момент вы просто не обратили внимания на эту рекламу, как мы все привыкли делать, но желание всплывает попозже. Какой удобный инструмент рекламы, это подсознание! Как раз пройдет достаточно времени, чтобы вы воспринимали сигналы, как свою собственную волю.

Просто попробуйте мониторить свои желания, ни с того ни с сего всплывающие в голове. Это не значит, что надо отказываться от всего, что захотелось по чьей-то воле, пользуйтесь на здоровье. Просто вы будете знать, как часто вы находитесь под воздействием рекламы.

2. Минимализм, как он есть

На самом деле, нам не нужно всё, что мы покупаем. Оно приносит радость, кратковременную мелкую радость, да. Но эти мелкие радости можно получить и другими способами.

Вспомните время, когда у вас не было денег на лишние покупки, наверняка хоть раз в жизни у вас было такое время. Вы что тогда, совсем не радовались? Находились другие небольшие радости, всегда находятся, только они бесплатные.

Когда чего-то захотелось, трудно удержаться от того, чтобы это купить прямо сейчас. Это такое детское чувство, абсолютно нелогичное, как порыв, когда ребенок внутри топает ногами и плачет.

Если вы отвлечетесь на минуту, просто уйдете из магазина, обещая себе вернуться, вы вряд ли вернетесь за вещью, потому что порыв пройдет, и останется только факт того, что это ненужная вам вещь.

Так можно воспитать в себе минимализм — проверяйте себя каждый раз, когда возникает порыв купить что-то ненужное. Подумайте, действительно ли вам нужна эта вещь, или просто хочется купить? Или уходите, чтобы потом вернуться, или, скорее всего, нет.

3. Проверяйте факты

Если бы я не посмотрела реальные цены на чайники в интернет-магазине, я бы, скорее всего, сделала эту бесполезную покупку. Так что, прежде чем купить что-то, проверьте реальную стоимость, какие-то факты, отзывы, аналоги.

Конечно, вы не будете так заморачиваться насчет каждого продукта, но что касается более крупных покупок, вполне можно потратить пару минут на изучение краткой информации. Особенно это касается разных «супервыгодных акций».

Я не говорю, что вообще без рекламы было бы лучше, тогда мы бы не знали и половины продуктов, некоторые из которых действительно стоят того, чтобы их покупать. Я говорю о личном выборе, который должен оставаться у каждого. И, что самое приятное, хотя бы частично вы можете его вернуть.

А у вас были случаи, когда реклама сыграла с вами злую шутку?