В мире Apple одним из самых авторитетных  и цитируемых блоггеров является программист, а также создатель языка Markdown, Джон Грубер. Он выступает на всемирно известных конференциях Macworld,  дружит с высшими руководителями Apple и ведет свой блог Daring Fireball. Недавно он затронул тему абсолютно уникальной компании Apple, написав статью под названием «Только Apple». Мы предлагаем вашему вниманию перевод интересных и понятных любому пользователю рассуждений одного из самых известных Apple-блоггеров.

«Только Apple», — вот два ключевых слова, которые характеризуют многочисленные речи руководителей Apple во время WWDC 2014. Вот, что сказал Тим Кук во время презентации:

Платформы, устройства и сервисы Apple работают вместе. Мы создаем их, чтобы обеспечить удобство работы пользователей, которому нет аналогов в этой индустрии. Это то, что может делать только Apple. Сегодня утром вы увидите нескольких человек на этой сцене, но сегодняшний день сделали возможным тысячи людей.

Правда? На это способна только компания Apple? Я думаю, бесспорно, это делает только Apple, но Тим Кук сказал, что это единственная способная на это компания. Я думал об этом в течение двух недель. Кто еще может быть такой компанией? Я бы сказал, что список небольшой: Microsoft, Google, Amazon и Samsung. И я бы разделил его пополам: близкие (Microsoft и Google) и не очень близкие (Amazon и Samsung).

Samsung производит и продает тонну устройств, но они не контролируют разработчиков платформ. Они пытаются добиться этого с Tizen, но им это пока не удается. Поэтому на их телефонах и планшетах установлена система Android, на ноутбуках —  Windows или Chrome OS, и отсутствует взаимосвязь со всеми остальными устройствами (телевизорами, холодильниками и тд). Я думаю, Tizen появился потому, что Samsung чувствует ущербность в том, что она не контролирует программное обеспечение. Но сейчас компания слишком далека от того, чтобы понять, как помочь себе в этом вопросе.

Amazon продает устройства (в ближайшее время и телефоны) и конечно понимает значимость облачных сервисов и интеграции различных функции в рамках своей системы. Но цели компании до сих пор остаются ограниченными. Устройства Amazon предназначены для просмотра различного медиа-контента: книг, фильмов, TV-шоу и покупок в том же Amazon. У них нет PC для сравнения с продукцией Apple, и нет растущих взаимосвязей, как у Mac и iOS-устройств. Так что Amazon вне игры. К тому же, с опорой на Android, они совершенно не контролируют платформы, как это делает Apple. Amazon-Samsung-Tizen-Kindle У Google есть все три составляющие: платформа, устройства и сервисы. Она продает «чисто гугловские» Nexus-устройства, которые, правда, не смогли занять большую часть рынка. Мысли Google в течение десятилетия были сосредоточены на web-приложениях, работающих в браузере. Google не нуждается в своей собственной платформе, потому что в каждом PC есть браузер, и люди постоянно используют все, что им предложил Google. Но у этой мета-платформы есть свои пределы, в особенности, когда речь заходит об эре пост-PC. Android был куплен не для устройств пост-PC, а для того, чтобы создать открытую мобильную платформу, на которой бы работал любой web-сервис.

Идеи компании Google, во многом, если не полностью, вращаются вокруг собственных приложений и сервисов. Они уже давно предлагают просматривать вкладки Chrome на нескольких устройствах — полезная функция, и она находится в согласии с политикой взаимосвязанности Apple. Но если Google сделает что-то подобное для электронной почты, то это будет работать только с Gmail. Gmail на вашем телефоне будет сообщаться со вкладкой Gmail в Chrome на вашем PC (С другой стороны, Gmail будет работать на вашем iPhone, а Apple предоставляет пользователям Android сущие крохи).

Остается Microsoft. Вот твит, который я написал во время презентации, за 20 минут до объявления Тимом Куком важных цифр:

Microsoft: одна операционная система для всех устройств. Apple: один непрерывный опыт для всех устройств.

Этот твит был очень популярен, но я пропустил одно слово: для всех Apple устройств. Microsoft и Google сосредоточены на схожих вещах. Microsoft  хочет установить свою ОС на все ваши устройства: от телефонов и планшетов, до PC. А Google хочет распространить на все ваши устройства свои сервисы. В то время как Apple хочет, чтобы вы покупали iPhone, iPad и Mac. Если нет, то вы оказываетесь вне игры (за небольшим исключением, пользователям Windows будет доступен iCloud Drive). 445334_original Apple, Google и Microsoft — у каждой из этих компаний есть все три составляющие: устройства, сервисы и платформы. Но у всех разные отправные точки. Для Apple — это устройства, для Microsoft — платформа, а для Google — сервисы. Таким образом, все три компании могут похвастаться тем, чего они достигли. Но сейчас, как никогда ранее, больше всего преимуществ у подхода именно Apple. Или, другими словами, в подходе Apple потенциально больше преимуществ, о чем Тим Кук маниакально нам напоминает.

Сосредоточенность на устройстве предоставляет контроль компании Apple. В течение долгого времени считалось, что в компьютерной индустрии железо доступно всем в равной степени. Microsoft и Google были в этом убеждены. Система Windows Microsoft была создана для железа PC. Поисковик Google был создан для web-браузеров, которые должны работать на всех компьютерах. В этом, пожалуй, заключается главная аксиома: если железо — товар, доступный для всех, тогда единственной важной вещью является максимальное распространение на устройствах вашей ОС (Microsoft) или сервисов (Google).

Успех Apple в эпоху пост-NeXT поколебал эту веру. Все началось с iMac, когда стало понятно, что разработка аппаратной части, действительно, имеет значение. То же самое произошло с iPod, который поглотил все музыкальные плееры, пока сам не исчез под натиском iPhone.

Apple страдала, когда не могла работать в больших масштабах. Когда вы идете своим путем, вам нужен запас для инерционного движения, чтобы все время находиться впереди товарной орды. Лишь один пример: CPU. До того, как Mac переключились в 2006 году на процессоры Intel, они были дороже и медленнее, чем Windows PC, с которыми они соревновались. У Apple просто не было средств, чтобы справиться с проблемой самостоятельно. На сегодняшний момент Apple может создать свои собственные процессоры, которые будут лучше общедоступных чипов, используемых конкурентами. Вот почему Apple продает сотни миллионов iOS-устройств в год. Когда Apple была небольшой компанией, ей было необходимо создавать свое собственное железо. Теперь, когда она выросла, у нее остаются преимущества, ее невозможно скопировать, можно пытаться использовать ее статегию, но нельзя достичь ее масштабов.

У Microsoft и Google — огромная доля рынка, но у них нет контроля над всеми устройствами, на которых установлена их платформа. Samsung и Amazon контролируют собственные устройства, но им не подчинена OC. Microsoft и Google не могут заставить производителей делать компьютеры и устройства лучше. Apple, со своей стороны, может сделать что угодно со своими устройствами. Apple хочет 64-битный процессор? Apple создает его в одиночку.

Давайте подробнее рассмотрим доблестный путь Apple. За свой последний рождественский квартал, они продали 51 миллион iPhone и 26 миллионов iPad. Это само по себе достижение. Но что еще интереснее, самыми продаваемыми устройствами (iPhone 5s и 5C, iPad Air и iPad Mini с Retina Display) стали те, которые были выпущены в этом квартале. Совершенно новые устройства продаются в рекордных количествах. Самым важным и продаваемым устройством стал iPhone 5s с новой камерой и сканером отпечатков пальцев. Совершенно новые процессоры A7 — первые 64-битные процессоры в индустрии — незамедлительно стали продаваться миллионами экземпляров. И в этих последних устройствах очень мало стандартных деталей. Единственное, что Apple не может знать заранее — устройства каких цветов станут самыми популярными.

Apple Introduces New Versions Of The iMac Computer And  iLife Applications

Весь квартал прошел без сучка и задоринки. Все понимают, что Тим Кук заслуживает уважения за такой успех. Производство, приобретение, доставка, распространение, высокая прибыль — это те вещи, которыми отличается компания под управлением Кука. Его эра разворачивается совершенно не так, как этого все ожидали. Так, как я никогда бы не предположил: Тим Кук улучшает внутреннюю операционную эффективность компании Apple. Все новые функции, важные для обеих систем, вышли в этом году одновременно для OS X Yosemite и iOS 8. Начиная со всевозможных Расширений, заканчивая новым языком программирования Swift. И все благодаря неутолимой жажде эффективности.

Сегодня Apple работает на полную мощь. Джобс был великолепным руководителем во времена становления Apple, а Кук стал отличным руководителем уже крупной и успешной компании. То, что мы увидели во время WWDC 2014, никогда бы не произошло при Стиве Джобсе. Это не значит, что Apple лучше без Стива. Но я думаю, и это становится очевидным, что компания на сегодняшний момент может стать лучше с Тимом Куком в качестве генерального директора.

Сейчас многие говорят о «Новой компании Apple». Что-то, действительно, существенно изменилось, но я бы не обозначал это категориями старое/новое. Как сказал Эдди Кью Уолту Моссбергу: это переход, а не перезагрузка. Apple никогда не была столь успешной, мощной и влиятельной компанией, как сейчас. Она никогда не была в лучшем положении, чтобы поддаться инстинктам и начать вести себя властно и капризно. Вместо этого она повела себя великодушно. Она дала сторонним разработчикам больше, чем те просили, делая доступными вещи, о которых они даже не думали. Потрясающе, что это исходит с Apple, находящейся в выгодном, а не слабом положении. Я впечатлен не только тем, что Apple может делать, но и тем, что она хочет делать.