Я был сыном учителя начальной школы и у меня была возможность брать на всё лето Macintosh из школьной библиотеки. Но даже в возрасте девяти лет, я понимал, что в Mac нет ничего особенно крутого. Это было в середине 90-х, в эпоху Power Rangers и Pokémon. Когда друзья заходили ко мне в гости, они просто проходили мимо гладкого белого куба (“Хотите сыграть в Number Munchers на моем маке?” — “О, нет. Пойдем лучше во двор.”). Лишь несколько лет спустя я получил частичку технологии Apple, которая впечатлила меня — это был iPod.

До создания iPod и iTunes, Apple была уважаемой компьютерной компанией, но все же она оставалась просто производителем компьютеров, брендом который создавал инструменты для домашней работы или малого бизнеса. Музыка — это именно то, что превратило Apple в явления массовой поп-культуры. Внезапно iPod появился в клипах Мэри Джей Блайдж, подростки стали копировать музыку из своих CD-коллекций, а популярность существующих групп, мелькавших в рекаламе Apple, росла как на дрожжах.

Эти фундаментальные перемены помогают понять, почему Apple недавно выложила 3,2 миллиарда долларов за Beats Electronics, производителя линейки дико популярных наушников и потокового музыкального сервиса. Спустя более десятилетия после того, как музыка изменила Apple, потребители начинают напевать разные мелодии. Загрузки во всей музыкальной индустрии только по итогам первого квартала 2014 сократились на 13%, тогда как стриминговые сервисы — проигнорированные Джобсом в прошлом — совершенно изменили картину на музыкальном рынке. Благодаря таким сервисам как Spotify, Pandora и YouTube, стриминг музыки и видео вырос в этом году до 34 миллиардов, по сравнению с 9 миллиардами в прошлом.

Тенденция к утрате позиций на музыкальном поприще, больше бьет по самолюбию Apple, чем по ее карману. В конце концов, на долю прибыли от iTunes Store приходится всего 4 миллиарда долларов в год, при том, что общий доход Apple составляет 171 миллиард в год. Однако компания должна быть взволнована потерей влияния в таком ключевом для нее сегменте. Apple долго тешилась тем, что перехитрила лейблы звукозаписи, прийдя на рынок цифровой дистрибуции. Теперь компания рискует стать чем-то вроде неповоротливого бегемота, рушащего всё созданное ранее. По сути, покупку Beats можно воспринимать как попытку оставаться актуальными в музыкальном мире, который является ключевым для современного образа Apple.

Успех этой части стратегии Apple будет, вероятно, зависеть от одного человека — CEO Beats, Джимми Айовина, который и соучредил компанию в 2006, вместе с рэпером Доктором Дре. Инсайдеры музыкальной индустрии описывают его как бывшего звукорежиссера и продюсера, который работал над альбомами Джона Леннона, Брюса Спрингстина и многих других звезд. Занимая долгое время пост руководителя Interscope Records, Айовин зарекомендовал себя как главного законодателя вкусов с невероятным чутьем, способным определять будущие хиты и молодых, подающих надежды артистов. “Он — один из тех редких людей, которые понимают, как изменить популярные веяния”, — говорит основатель Ammunition Group, Роберт Браннер, который проектировал наушники Beats by Dre и был директором промышленного дизайна в Apple. “То как мы работали над наушниками, проектируя и создавая их, возвело этот продукт в очень высокий статус, благодаря чему, многие люди хотели быть причастны к бренду Beats.” Теперь Айовин и Дре присоединились к команде Apple, чтобы раскрутить музыкальные возможности компании.

Связи Айовина могли бы оказаться крайне важными для будущих соглашений с музыкальными лейблами и отдельными артистами. “Для Apple, крупнейшей компании, дружественной к музыкантам, в битве потоковых сервисов это ключевой момент”, — говорит Питер Ксэти, CEO Manatt Digital Media, компании которая инвестирует в музыку и медиа-старапы. “С налаженными связями Beats в музыкальном сообществе, Apple, по сути, купила доброжелательность индустрии.” Ведь именно Айовин был посредником в переговорах с музыкальными лейблами во время первых контрактов iTunes.

3033501-inline-i-1-why-apple-needs-beats

Сделает ли это эффективный перезапуск музыкальных продуктов Apple? Что ж, здесь есть над чем поработать: iTunes уже не такой интригующий, каким был во время первого опыта потребления медиаконтента, он ощущается все более и более старомодным. В отличие от более новых компаний, таких как Rdio, Apple не делает музыку мотивирующей к новым открытиям, а ее потрековая модель оплаты, не выдерживает конкуренции со Spotify, который предлагает стриминг неограниченного количества альбомов. По сравнению с ориентированными на данные потоковыми сервисами, которые постоянно предлагают новые предложения, iTunes выглядит немного сонным. “Сколько лет мы пользовались iTunes?”, — говорит Бен Арнольд, аналитик потребительской электроники из NPD Group. “Можно подумать он знает о моих музыкальных предпочтениях больше, чем я сам.”

Beats Music особенно сосредоточена на персонализации. Расстались со своей второй половинкой? Вот плейлист, который может помочь вам справиться с этой потерей. Просто говорить пользователям: “Это новая песня — купите ее!”, возможно такой способ и работал во время зарождения сервиса, но сейчас, с миллионами треков и отсутствием какой-либо эффективной сортировки — iTunes Store ненамного дружелюбней хаотичного Google Play.

Пока до конца не ясно, как Apple собирается объединить Beats Music с iTunes. Однако слияние этих двух продуктов могло бы возыметь успех там, где компания споткнулась с Ping (более сосредоточенной на социальной составляющей и системе рекомендаций) и довести до совершенства iTunes Radio. Представьте себе сервис iBeats, который основан на плейлистах, но в то же время сравнивает ваши вкусы с предпочтениями 800 миллионов других пользователей iTunes, чтобы предложить вам персонализированные предложения. “Если им удастся объединить потоковый сервис с вашей накопленной за все это время медиатекой, это станет большим преимуществом для пользователей, которые против новых [потоковых] сервисов”, — говорит Арнольд.

И все же, перезапуск музыкальной составляющей Apple — это не только музыка, это вся экосистема Apple. Наушники Beats by Dre, которые охватывют 62% рынка премиальных наушников, много сделали, привлекая молодежь и больше всего покупаются людьми в возрасте от 13 до 34 лет, согласно данным NPD. Для стареющего iTunes и для Apple в целом — это ключ к огромной аудитории. Наушники Apple сейчас так же популярны как аудиокассеты, и даже рекламные ролики Apple, известные ранее гимноподобной музыкой, не очень часто поддаются ностальгическим чувствам. Некоторые ролики ближе к крайностям: в кампании “What Will Your Verse Be?”, используется музыка инди-группы из Бруклина и финского композитора Эса-Пекка Салонена. Однако, с Айовином все шероховатости сгладятся и Apple возьмет правильные ноты.

Как бы там ни было, ставка Apple на Beats, несомненно, изменит методы взаимодействия с музыкой. “Страсть Джимми — это постоянно переосмысливать то, как люди воспринимают музыку”, — говорит Браннер. “Для него, я думаю, это возможность поработать с лучшей компанией в мире, чтобы изобрести всё снова.” Другими словами, у Apple есть инструменты, в которых она нуждается. Теперь все, что нужно сделать — это вернуться на правильный путь.

(via)