На прошлой неделе Foursquare выпустила свое обновленное приложение для мобильных платформ. Теперь, в нем нельзя чекиниться (эта функция доступна только приложению Swarm), зато сервис получил новый интерфейс и научился подсказывать интересные места в зависимости от ваших предпочтений. Правда, абсолютное большинство пользователей приняли нововведения в штыки — они жалуются на отсутствие функции чекинов, новый интерфейс. И вообще, «раньше все было лучше, трава зеленее, а солнце светило ярче».

И все-таки, почему в Foursquare поступили именно так, а не иначе, и чем обновленный сервис хорош для нас — пользователей?

Зачем они это сделали

Первый вопрос, который интересует всех давних пользователей Foursquare — почему вообще изменилась политика сервиса. Зачем было выносить чекины в отдельное приложение Swarm, а «материнское» приложение полностью перерабатывать? На все это есть довольно прозаичные ответы.

Во-первых, Foursquare с прошлого года становился все менее и менее популярным. В статье VentureBeat подробно расписывается, как менялось количество установок приложения на мобильные устройства. Если коротко, то оно неуклонно снижалось, а Foursquare, который получил многомиллионные инвестиции, надо еще и как-то деньги зарабатывать и снижение темпов роста этому никак не способствовало.

В той же статье рассказывается, как разделение сервисов помогло Foursquare вернуть былой интерес пользователей. Все мы отлично помним, как люди реагировали на новый «плоский» дизайн в iOS 7. Это не совсем корректное сравнение по масштабам (мобильная ОС и приложение), но по сути, редизайн сервиса и смена его концепции действительно вернули интерес пользователей.

Фото 12.08.14, 11 46 17

Судите сами, ни один пользователь не остался равнодушным по поводу обновления Foursquare. Правда, по большей части эти оценки сугубо отрицательны, но та же ситуация была и с iOS 7, не припоминаете? Сначала «семерка» всех раздражала, а потом всем понравилась. От ненависти до любви — один шаг.

Во-вторых, конкуренты Foursquare все это время тоже на месте не стояли. В Facebook, например, появилась возможность отмечаться в местах, сервис Yelp отвоевывал свои позиции на американском рынке и серьезно обставил там Foursquare, кроме того, его внедрила в свой голосовой помощники Siri сама Apple. Но стоит заметить, что Yelp базу мест составляли самостоятельно, в то время как Foursquare лишь модерировала контент, предлагаемый пользователями.

Самому CEO Foursquare Питеру Кроули не нравилось, как работало его старое приложение. Он хотел, чтобы оно подсказывало пользователям интересные места поблизости, а не предлагало чекиниться в ближайшем месте. В прошлом году он заявил о смене «генеральной линии» развития сервиса, уклон был сделан в сторону монетизации, а те самые чекины решили вынести в отдельное приложение Swarm.

Чем хорошо для нас

Главная причина, по которой, как мне кажется, Foursquare выпустила и обновила два отдельных приложений — это органичное разделение двух основных функций Foursquare: социальной (чекины) и рекомендательной (подсказки, рейтинги). Если я хочу зачекиниться и рассказать, где я нахожусь и какое у меня настроения — это одна потребность. Но если же мне надо сходить в какое-нибудь интересное место и мне нужно в этом помочь — это другая потребность.

Судите сами, сама Apple в последних версиях iOS активно дробила свои программы. Самый яркий пример — приложение iPod, которое теперь разделено на Музыка и Видео, а Подкасты вообще нужно устанавливать отдельно. Логика проста — для каждой задачи нужно свое приложение. Если вы хотите только слушать музыку, но не хотите смотреть видео — зачем вам нужна эта возможность? То же самое и с подкастами — далеко не все их слушают, так зачем же пользователям навязывать свой выбор?

То же самое, кстати, сделали в Facebook и планируют сделать ВКонтакте, но немного по-другому. Читать и «лайкать» контент — это одно, а обмениваться сообщениями в мессенджере — это совсем другое, согласитесь. За эти годы мы привыкли к подходу «все-в-одном» и приложение ассоциировалось не с отдельными функциями, а с сервисом в целом. Во Вконтаке и Facebook можно было и почитать новости, и пообщаться, и фотографии посмотреть, и музыку послушать.

Еще один пример — приложения от Google. Вместо Google Drive, который умел и редактировать документы и загружать и делиться файлами, в «Корпорации добра» выпустили отдельные приложения для создания и редактирования документов, таблиц и презентаций. Короче говоря, это современная тенденция, которая в дальнейшем будет усиливаться.

Несмотря на разделение функций, в Foursquare сделали неплохую связку приложений между собой. Нашли интересное место в Foursquare и хотите зачекиниться — нажмите соответствующую кнопку и вы быстро переключитесь на Swarm. Увидели в ленте друзей Swarm интересное место и хотите узнать о нем побольше? Просто нажмите кнопку и вас перебросит на Foursquare. Возможно это не так удобно и привычно, как раньше, когда мы жили в системе «все-в-одном». Однако, Foursquare доработала каждое из своих приложений, что сделало разделение еще более логичным.

Фото 12.08.14, 11 41 31 Фото 12.08.14, 11 42 22

Foursquare сейчас — это ультимативный монстр-рекомендатор интересных мест. В принципе, с этой задачей оно справлялось и раньше, но теперь оно учитывает ваши рекомендации по ключевым словам, таким как «wifi», «вино» или «суши-бар». Если я хочу просто посмотреть, что хорошего есть поблизости, я могу просто нажать соответствующую кнопку и увидеть это.

Фото 12.08.14, 11 41 04 Фото 12.08.14, 11 40 53

Мне нравится оценивать места и писать подсказки. Это не занимает много времени, зато дает другим пользователям полезную информацию. Стоит ли говорить, сколько полезного можно в них вычитать — от пароля для Wi-Fi до официанта, который лучше всех вас обслужит. Они очень часто помогали и мне. Приятно, что само приложение стимулирует вас писать подсказки — благодаря им вы можете получить статус «эксперта» в своем городе или определенных видах заведений.

Фото 12.08.14, 11 41 48 Фото 12.08.14, 11 41 53

В Swarm теперь можно прикреплять стикеры к своим чекинам и быстро просматривать, где находятся ваши друзья. Мало того, теперь даже чекиниться не совсем обязательно — можно просто включить передачу своих геоданных. Правда, это сильно «ест» батарею, но за все прелести приходится чем-то расплачиваться.

Фото 12.08.14, 12 57 45 Фото 12.08.14, 12 57 51

Лично я не испытываю никаких неудобств по этому поводу. Рекомендации мест — в одном месте, социальная сеть «отмечалок» в местах — в другом.

Итоги

Все новое обычно воспринимается в штыки и это нормально. И все же стоит поблагодарить ребят из Foursquare за то, что они оставили столь любимую всеми функцию чекинов и серьезно доработали свой рекомендательный сервис. Как видите, иногда развивать приложения лучше по отдельности, фокусируясь на уникальных возможностях каждого из них.

Абсолютно уверен, пройдет немного времени, пользователи привыкнут и будут рады. Жду-недождусь своей следующей поездки в другой город, чтобы просто оценить потенциал Foursquare как рекомендатора интересных мест. А пока, пожалуй, зачекинюсь в Swarm и добавлю забавный стикер.

В статье использованы материалы Цукерберг Позвонит, The-Village и VentureBeat