Со всех сторон раздаются голоса: электронная почта — труп. Так, деловой журнал BusinessWeek недавно написал: «Электронная почта мертва, по крайней мере, так считают в Кремниевой долине». Сооснователь системы управления проектами Asana Джастин Розенштейн (Justin Rosenstein) также считает email «контрпродуктивным инструментом». А создатели сервиса Slack, позиционирующегося как замена мессенджеров и электронной почты, хвастают, что «спасли мир от 70 миллионов email».

Архаизмом электронную почту считают не только e-предприниматели, но и многие миллениалы. Для них переписка по email — это боль.

Студенты не видят смысла в электронной почте. Молодёжь думает, что есть более быстрые и удобные каналы коммуникации, чем дурацкая электронная почта.

Так считает вице-канцлер Эксетерского университета, профессор Стив Смит.

Но, несмотря на все эти преждевременные (популистские, рекламные, абсурдные — нужное подчеркнуть) высказывания, немало людей, убеждённых, что email — по-прежнему лучшее, что есть в Интернете.

Таракан Всемирной паутины

Отправить email — что может быть проще? Аарон Страуп Коуп

Аарон Страуп Коуп (Aaron Straup Cope) — старший инженер Национального музея дизайна Купер-Хьюит. Любые утверждения о том, что время электронной почты прошло, он парирует простым аргументом: «Представьте, во сколько вам обойдётся поиск альтернативных аппаратных и программных решений, а также чем обернётся отказ от той гибкости, которую даёт email».

Электронная почта — огромная открытая децентрализованная платформа, на которой могут строиться (и строятся) инновационные проекты. Email как отдельная экосистема, как огороженный сад среди вездесущего нетворкинга и назойливых сервисов обмена сообщениями.

Электронная почта — это таракан Всемирной паутины. Она выживет и приспособится несмотря ни на что.

Эволюция

Нельзя сказать, что email — статичный, неменяющийся инструмент. Развиваясь, функционал электронной почты быстро перерос простой обмен письмами.

Заглянем в историю. В период становления коммерческого Интернета электронная почта была для пользователей всем.

  • Лентой новостей. Информационные рассылки, оповещения, директ-маркетинг — электронный почтовый ящик как маленькое личное медиа.
  • «Паспортом» пользователя. Сейчас верификация личности в Интернете происходит в основном через Facebook и другие соцсети. Но электронная почта по-прежнему является чем-то вроде паспорта или прописки пользователя. Хотите завести электронный кошелёк? Введите email! Сделать покупку на Amazon? Введите email! Оставить сообщение на форуме? Введите email! Кроме того, по адресу вашей электронной почты можно было судить о вас как о профессионале. Считалось, что почту на @mail.ru заводят нубы и фрики, в то время как @gmail.com — признак «продвинутости». Сейчас гораздо более важную роль играет, к примеру, профиль в LinkedIn.
  • Главным средством коммуникации. Электронные доски объявлений (BBS), чаты и форумы существуют столько же, сколько email, но только электронная почта формировала личные связи между людьми. В наши дни много способов наладить коммуникацию с интересующим вас человеком: зафрендиться в Facebook, подписаться на его Twitter или Instagram, добавиться в Skype и т. д. При этом заметна тенденция: разработчики мобильных приложений стремятся получать доступ к контактам из телефонной книги пользователя, а не из email (примеры — WhatsApp, Telegram).
  • Сервисом для обмена файлами. После того как FTP утратил популярность, а Dropbox и GoogleDrive ещё не приобрели, электронная почта была основным способом обмена цифровыми документами. PDF, DOC, MP3 — всё, что нужно было переслать другому человеку, прикрепляли к письмам.
  • Бизнес-инструментом. Многие компании не представляют работу без электронной почты. Email является и средством общения между сотрудниками, и каналом связи с партнёрами и клиентами. Между тем, некоторые организации сознательно отказываются от ведения дел через электронную почту. Так, в 2011 году генеральный директор IT-корпорации Atos ввёл для своих сотрудников табу на переписку по email.

Всё это поддерживало (и поддерживает) жизнеспособность email. Но обратной стороной популярности электронной почты стали спам и угрозы безопасности. Когда на почтовом ящике завязано всё (от финансов до интимной переписки), велик риск стать объектом мошенничества и утонуть в рекламных посланиях.

Очевидно, что многие из описанных функций электронной почты уйдут в прошлое. К примеру, она не сможет конкурировать с облачными сервисами хранения данных. Также для многих удобнее логиниться через социальные сети, чем через email. Однако совсем списывать со счетов «старушку»-почту не стоит.

Будущее электронной почты

Электронная почта станет тем, чем задумывалась изначально, — платформой для написания электронных писем.

По крайней мере, так считает обозреватель The Atlantic Алексис Мадригал (Alexis Madrigal). Сейчас, говоря «электронная почта», мы подразумеваем слишком многое. Email на каком-то этапе своей эволюции заменил и телефонные звонки, и личные встречи, и маркетинговые послания, и многое другое. Но пришло время, считает Мадригал, когда ключевым в выражении «электронная почта» станет второе слово. Что доставляют по почте? Верно: письма, счета, рекламные буклеты, газеты и журналы. Именно такой контент и будет в скором будущем составлять ваш inbox.

Этому способствуют сами сервисы электронной почты. Так, Gmail Priority Inbox автоматически сортирует письма (не спам) на важные и не очень, а Unroll.me позволяет отписаться от ненужных рассылок в полуавтоматическом режиме. Иными словами, времена, когда письма сыпались на вас потоком и приходилось часами разгребать завалы в почте, прошли — email становится всё умнее.

Даже надоедливый спам стал практически незаметен благодаря фильтрам, используемым сервисами электронной почты. Зато в других уголках Интернета «мусора» всё больше: рекламные комментарии к статьям, страницы в социальных сетях.

Кроме того, процесс получения электронных писем стал намного дружелюбнее. Сравните работу MS Outlook и современного веб-интерфейса Gmail и поймёте, о чём речь.

И последнее. В то время, как мобильные версии многих сайтов представляют собой микс из кривых шаблонов, «плавающих» баннеров и нечитабельного текста, работать с электронной почтой через мобильные устройства легко и приятно.

Вывод

Email, будучи представителем старого доброго Web’а, впитывает в себя лучшие фишки эпохи 2.0. Современная электронная почта быстрая и удобная; её алгоритмы обрабатывают исходники, упрощая входящий поток информации; она красиво рендерится на мобильных устройствах. Не к этому ли стремятся все IT-компании?

Но главное в email — это открытый протокол. Электронная почта, при всей своей доступности, является одним из наиболее защищённых среди популярных каналов связи (особенно если вы готовы совершить дополнительные шаги для обеспечения безопасности). По словам Мадригала, в «эпоху пост-Сноудена» правительства настроены враждебно в отношении анонимных каналов коммуникации, а логика работы email понятна и доступна всем.

Электронная почта — это путь к менее коммерциализированному и менее централизованному Интернету. Хорошо, что этот прекрасный «таракан» Всемирной паутины уже живёт во всех наших домах. Алексис Мадригал

А как вы относитесь к электронной почте?