Нравиться другим — это основной мотив деятельности большинства населения планеты Земля. И, конечно же, всем нам хочется, чтобы то, что мы делаем, понравилось другим. Особенно если ваша профессиональная деятельность связана с творчеством.

Сегодня мы поговорим о том, как создать текст, который понравится другим людям.

Задаём себе правильные вопросы

Предположим, вы написали статью / заметку / пост и хотите выставить своё творчество на суд широкой общественности. Прежде чем вы нажмёте заветную кнопку «Опубликовать», ответьте себе на несколько вопросов:

  • Нравится ли вам ваш текст? Посоветовали бы вы его своим друзьям/коллегам?
  • Может ли он как-либо повлиять на людей, что-то изменить в их жизни, мотивировать их на что-либо?
  • Чувствуете ли вы, что добросовестно подошли к своему материалу, или, наоборот, вы создали отписку, которая есть только потому, что она обязана быть?
  • Узнает ли читатель из вашего материала нечто новое для себя?

Думаю, ответив на эти вопросы, вы поймёте, куда двигаться дальше.

Спускаемся с небес на землю

Когда нам необходимо подготовить материал, мы очень часто считаем, что нам всенепременно необходимо создать что-то грандиозное и из ряда вон выходящее. В большинстве случаев в погоне за этим грандиозным нечто мы создаём очень абстрактный текст, красивый фантик, внутри которого совсем не вкусная конфетка. Пытаемся сыпать новомодными терминами, хотя даже сами смутно осознаём, что они означают и каким боком они относятся к нашему посту.

Так что сосредоточьтесь на том, чтобы писать просто, ясно и доступно, вместо того чтобы создавать текст с претензией на что-то неправдоподобно грандиозное. Представьте, что вы разговариваете с человеком, только живые слова на данный момент заменяет ваш текст. Вряд ли вы при личной встрече стали бы засыпать собеседника гиперболическими эпитетами вроде «одиозный». И, конечно же, вряд ли вы стали бы прыгать вокруг человека, размахивая руками, с пеной у рта — именно такое впечатление складывается об авторе, когда читаешь совсем не к месту «возвышенный» пост.

Точно знаем, для кого мы пишем

Вы пишете текст, рассчитанный на топ-менеджмент? Используйте их профессиональный сленг. Вы пишете материал, который предназначен для доярок? Извольте писать так, чтобы им было понятно. А если вы сможете грамотно и к месту использовать фирменные словечки своей аудитории, это будет высший пилотаж, так как у людей создастся впечатление, что вы свой человек.

Есть в психологии такое понятие, как инсайт. Пиарщики и прочие креативщики немного изворачивают это понятие и называют инсайтом то, что может зацепить аудиторию. «Знайте инсайты своей целевой аудитории» — то есть знайте, от чего людей прёт. То, на что они обязательно клюнут. Мимо чего они не смогут пройти мимо.

Подобие инсайта может случиться и с вами как с автором. Например:

Читаете чью-нибудь статью, а в голове: «Это должен был написать я. Ну почему я до этого не додумался?».

Пишем, пишем, пишем больше. И не для других, а для себя

Надо либо жить, либо писать. Либо слово, либо дело. Но твоё дело — слово.
Сергей Довлатов

Даже если ваше дело — слово, а главное дело вашей жизни — собирать слова из букв, этого недостаточно. Писать вы должны не только на работе, но и в выходные, и в праздники, и в любой другой день. Даже не столь важно, о чём писать — о том, что вы сделали за день, что вы видите из окна или о странных людях, которые только и думают, что о чужом личном. Главное — пишите, тренируйтесь.

Если же вам всё-таки сложно подобрать тему, то воспользуйтесь фрирайтингом. Фрирайтинг — это техника письма, при которой вы механически записываете все мысли, которые крутятся в вашей голове. Длится такой сеанс около 15–20 минут.

Главное правило фрирайтинга: пока не истечёт время, отведённое на «вольное писательство», вы не имеете права редактировать текст. То есть исправлять нельзя ничего абсолютно: ни пунктуационные, ни орфографические, ни стилистические ошибки; также нельзя править неудачные речевые обороты.

Пусть у вас будет правило — записывать что-то каждый день. Есть замечательное латинское изречение «Nulla dies sine linea», которое на русский язык переводится как «Ни дня без строчки»,  — достойный девиз для копирайтера, не правда ли?

Зная нашу природную человеческую лень, можно утверждать, что, скорее всего, даже от этого несложного задания вы будете пытаться увиливать. Ведя электронные дневники или используя социальные сети, это делать проще простого: в какой-то момент вы просто начнёте копипастить чужой контент, уверяя себя, что ваши мысли полностью совпадают с мыслями другого человека.

Если чувствуете в себе подобную тягу, то заведите обычный бумажный дневник. Возможно, он даже лучше своих электронных аналогов: там вы сможете писать более свободно, не ориентируясь на мнение других и не стремясь встать на «модную» позицию.

Тренируйтесь, и тогда, когда вы поймёте, что научились писать статьи, которые нравятся вам самим, вы будете способны создать контент, который понравится другим.

Чужое vs своё

Превосходные слова! Интересно, где вы их украли?
Джонатан Свифт

Помню, на первом курсе я, как прилежная студентка, штудировала различные книги по PR. И в одном творении мне попалась такая аксиома: хорошие идеи нужно обязательно воровать. Первой моей мыслью было просто захлопнуть данный труд, а в голове всё крутилось: «Ну на кого это я решила учиться?».

Теперь, спустя время, понимаешь, что для того, чтобы полностью украсть чужой контент, нужно очень постараться. Очень и очень редко можно встретить мысли, под которыми вы готовы подписаться полностью, а значит, вам обязательно захочется что-то вычеркнуть, что-то добавить, а что-то исправить. Или вовсе чужое творчество сможет вдохновить вас на создание чего-то своего.

Я ни в коем случае не призываю никого бездумно воровать чужой контент. Но находиться в постоянном поиске интересной темы, искать вдохновение, знакомясь с мыслями других, — в этом нет ничего зазорного.

Простые истины

Ну и напоследок, давайте вспомним простые истины, которые знают многие, но при этом эти же многие их и забывают.

  • Не забывайте, насколько непривлекательным выглядит голый текст. Оживите его: добавьте иллюстрации, видео, музыку. То есть ударьте по всем фронтам сразу.
  • Помните, сколько времени мы тратим на форматирование текста. Для того чтобы облегчить нам задачу, существуют горячие клавиши. Подробнее о них, а также о других писательских уловках можно узнать здесь.
  • Протестируйте свой текст, прежде чем сделаете его доступным для других. Могу поспорить, что ваш самый первый текст прошёл огромную проверку: вы дали его прочитать вашим родителям, друзьям и знакомым, прежде чем он вышел, к примеру, в школьной газете. Что вам мешает делать это и сейчас? Не бойтесь запрашивать обратную связь.
  • Яркий заголовок и сильный первый абзац. На эти две части текста вам придётся потратить больше всего времени. Не забывайте, что от заголовка зависит, клюнет ли читатель на ваш текст, а от первого абзаца — продолжит ли он чтение.
  • Часто, когда вы пишете о чём-то совсем новом для читателя или о той области, в которой вас можно считать экспертом, вы забываете главное — ваша аудитория не знает то, что знаете вы. Поэтому не нужно «сразу и о главном». Подумайте, возможно, чтобы вас правильно и полностью поняли, необходимо устроить аудитории небольшой экскурс в суть вопроса.

Знакомы ли вам секреты эффективного текста? Поделитесь ими в комментариях.