Я не знаю, были ли за всю историю человечества люди, которые делали что-то новое, не сталкиваясь при этом с негодованием, презрением и непониманием толпы. В то же время глупо отрицать то, что инновации нужны. Это краеугольный камень любой деятельности, и поэтому мы хотим познакомить вас с книгой «Запускаем инновации» Гийса ван Вульфена, создателя методики FORTH.

Гийс ван Вульфен
Специалист по инновациям, основатель проекта содействия инновациям Forth, автор и консультант.

Занял второе место в международном рейтинге инновационных блогеров.

Так как основным достижением автора является создание методики FORTH, я думаю, будет логично рассказать о том, что это такое. Это метод, который позволяет превратить процесс создания инноваций из хаотичного в структурированный и пошаговый. FORTH состоит из пяти этапов и расшифровывается как Full Steam Ahead, Observe & Learn, Raise Ideas, Test Ideas and Homecoming. В переводе на русский язык эти этапы звучат так:

  1. Полный вперёд.
  2. Наблюдения и выводы.
  3. Разработка идей.
  4. Тестирование идей.
  5. Возвращение домой.

Глава 1. Знаменитые первооткрыватели

Сама книга состоит из девяти глав, пять из которых занимают шаги данного метода. Но это не значит, что остальные главы неинтересны! Наоборот, больше всего мне запомнилась первая глава, которая рассказывает о главных инноваторах за всю историю нашего существования. К примеру, о Колумбе и о том, как он открывал сами-знаете-что. Или о Магеллане, который пытался открыть новый путь к Островам пряностей, а вместо этого доказал, что Земля круглая, хотя и не дожил до момента своего триумфа.

Или о Руале Амундсене и его невероятной экспедиции, которая первая в мире покорила Южный полюс. И, наконец, об Эдмуне Хиллари, который первым в мире покорил Эверест. Все эти люди были новаторами, и в книге рассказывается об их задачах, неудачах, о том, что помогло им достичь цели там, где все остальные проиграли. Пусть первая глава книги не так практична, как остальные, но зато безумно интересна!

Глава 3. Полный вперёд!

Я не просто так пропустил вторую главу. Во-первых, она подводит итог рассказу о путешественниках и их инновациях, а во-вторых, вам же не хочется, чтобы я пересказывал всю книгу, верно? Третья глава знакомит нас с методом FORTH, а именно с первым его шагом, который заключается в том, что мы фокусируемся на проблеме и делаем примерные наброски того, как её решить. Ключевые моменты этого этапа:

  1. Хорошо ли продумано задание?
  2. Собрана ли нужная команда?
  3. Ясно ли мы представляем себе целевую аудиторию?
Запускаем инновации
Энди Уорхол чертовски прав!

Этот этап ключевой, и именно здесь решается вопрос о том, имеет ли смысл ваша идея. И поверьте, даже если это так, вам придётся потратить немало усилий, чтобы доказать это остальным. Если идеи всё ещё нет, автор предлагает множество советов по их поиску в Интернете. К примеру, использование расширенного поиска в Google, поиск на разных языках, черпание идей в смежных или других областях, а также брейншторминг идеи.

В конце главы есть список из 18 сайтов, которые знакомят нас с новыми трендами. К слову, многие из них очень интересны и полезны.

Глава 5. Разработка идей

Я снова пропустил главу и надеюсь, что вы не слишком расстроились по этому поводу. Разработка идеи — это третий этап метода FORTH, и если вы до него дошли, значит, ваша идея точно чего-то стоит. Ключевое мероприятие этого этапа — брейншторминг. Тотальный мозговой штурм всего и вся!

Кстати, сам термин «брейншторминг» придумал американец Алекс Осборн, сооснователь рекламного агентства BBDO. Термин родился из-за мнения Алекса о том, что в процессе обсуждения идеи люди не хотят высказывать свои мысли, боясь показаться глупыми или некомпетентными. К слову, этот термин был введён аж в 1940-х годах, и в 1948 году Алекс выпустил книгу «Ваша творческая сила», при помощи которой популяризировал брейншторминг как тактику. В ней он рассказал о том, как важно высказывать свои идеи и что именно из процесса обсуждения глупых, на первый взгляд, идей иногда рождаются невероятные открытия.

Несколько правил идеального брейншторминга:

  1. Сформулируйте актуальную тему.
  2. Дайте начальный импульс обсуждению.
  3. Создайте атмосферу, в которой каждый участник будет чувствовать себя комфортно.
  4. Ни в коем случае не проводите брейншторминг в своём офисе.
  5. Сохраняйте темп, иначе процесс будет скучен.
  6. Включайте в процесс тех людей, которые мыслят нешаблонно.

Глава 6. Тестирование идей

На этот раз я решил не пропускать главу, так как этап тестирования идей очень важен. В этой главе Гийс ван Вульфен рассказывает о том, как нужно тестировать идею. Собственно, нет ничего эффективнее, чем просто выйти из офиса и начать опрашивать свою целевую аудиторию. Однако слепо идти на поводу у клиентов тоже не стоит.

Вы не можете просто спросить клиентов, что им нужно, ведь к тому моменту, когда вы это сделаете, они будут хотеть что-то новое. Стив Джобс

В книге приводится пять вопросов, которые стоит задать клиенту для того, чтобы протестировать концепцию:

  1. Приходилось ли вам сталкиваться с обозначенной проблемой?
  2. Ясна ли вам концепция?
  3. Нравится ли вам концепция?
  4. Вписывается ли концепция в бренд?
  5. Вы заинтересованы в приобретении конечного продукта?

Глава 8. Сделайте это!

После завершения процесса создания идеи нужно переходить к её реализации. Будь это создание прототипа или полноценного продукта — неважно, всё зависит от вашей конкретной ситуации. И этот этап сложнее всего. Именно сейчас вам нужно перейти от слов к делу и реализовать свою идею. Но вы можете себя поздравить. Не так много людей доходят до этапа, где нужно действительно работать, а не кричать на каждом углу о том, что у вас есть гениальная идея, но просто нет денег на её реализацию.

Запускаем инновации
Думать как дизайнер

Пришло время действовать. Начните пробовать и делать прототипы своего будущего продукта, исследуйте, модифицируйте и тестируйте его. Вряд ли у вас получится с первого раза создать идеальный конечный продукт, но без ошибок не будет результата.

Глава 9. Атлас инноваций

Атлас инноваций — самая практичная и полезная глава из всей книги. В ней собрано 37 методов и инструментов, которые можно использовать на старте инновационного процесса. В конце также есть список замечательных книг об инновациях и путешествиях, которыми вдохновлялся автор.

«Запускаем инновации» может стать настольной книгой любого человека, который любит свою работу и старается привнести в неё что-то новое. Эта книга берёт читателя за руку и проводит по всем этапам создания инновации, тем самым позволяя обойти подводные камни и ошибки, с которыми чаще всего сталкиваются новаторы.

Каждая страница книги содержит множество полезной информации в виде кратких списков с советами. Несмотря на это, читать её очень интересно: складывается ощущение, что одновременно читаешь художественную и образовательную книгу. Я бы советовал прочитать её в первую очередь тем, кто хочет узнать больше о процессе создания инноваций, а также тем, кто без ума от путешествий!

«Запускаем инновации», Гийс ван Вульфен

Купить на amazon