Я хочу, чтобы ты определилась, кто ты и где твоё настоящее место. Не из прихоти. Не потому, что тебе захотелось стать кем-то другим, а потому, что ты честно разобралась в самой себе. Я хочу, чтобы ты поступила мудро.

Если вы смотрели фильм «Дивергент», то наверняка помните эти слова, которые в начале фильма слышит в свой адрес симпатяга Шейлин Вудли, которой предстоит одно из самых важных испытаний в своей жизни.

Пожалуй, многие пошли в кино на этот фильм, чтобы посмотреть ещё одну антиутопическую картину и приятно провести время, наблюдая красавчиков и красавиц в мире будущего. Чего никто не ожидал, так это сильного уклона фильма в сторону карьеры и постановки вопроса «Кто я?».

И хоть фильм «Дивергент» имеет в себе элементы чего-то нереалистичного, присущего всем боевикам, а его научно-фантастический сценарий несколько предсказуем и банален, в самом фильме заложен актуальнейший для многих вопрос о карьере, который сами создатели фильма решили оставить за кадром, намекнув на приятный сюрприз лишь слоганом «Do you have what it takes?», который можно перевести одним словом «Сможешь?».

Самый главный вопрос, определяющий нашу жизнь, когда мы в очередной раз принимаем сложное для нас решение: «Смогу ли я?».

Будущее-антиутопия, экшн, выживание и немного любви, но этот глубоко зарытый вопрос, который остался за скобками сюжета, всё равно оказался самым главным, потому как именно он определяет нашу жизнь, когда мы в очередной раз принимаем сложное для нас решение. «Смогу ли я?» — на этот вопрос отвечала главная героиня, когда делала выбор своей будущей профессии. Идти в «бесстрашные» (по сути, армия), в «умники» (учёные) или в «волонтёры» (альтруисты-отреченцы)? Родители были волонтёрами, брат пошёл в умники (по сути, предав родителей), а что дочка, которую всю жизнь учили не думать о себе, забыть о тщеславии и помогать другим? Что ей оставалось? Она могла утешить родителей, выбрав их путь волонтёров, да и, по сути, тем самым остаться в зоне комфорта, ведь её с детства обучали альтруизму. Она бы также могла выбрать «ни себе, ни вам», уйдя в умники вслед за братом, чем частично сняла бы с себя ответственность за свой выбор.

Но вот приходит тот день и тот час, когда нужно принять судьбоносное решение, и она в последний момент выбирает то, к чему стремилась с самого детства, но что отошло на второй и третий план из-за влияния социума, брата, родителей. В самом фильме ещё много щекочущих нервы эпизодов, ради которых его можно даже посмотреть второй раз, но я пока лишь ограничусь некоторыми выжимками мудрости, которые записал после просмотра фильма.

Чему учит фильм «Дивергент»

  1. Бомжи тоже люди. В фильме делается особый упор на гармоничности общества, где для каждого есть своё место и роль. И даже те бедолаги, кто не смог себя найти, определены в отдельную группу «изгоев». Их не гоняет полиция, и их не стесняются представители других фракций. Напротив, этим отшельникам помогают волонтёры, которые кормят их, устраивают для них ночлег, организовывают медпункты. Если человек не смог выбрать себе социальную роль, не стоит за это смотреть на него свысока. В гармоничном обществе с пониманием относятся даже к тунеядцам-отщепенцам, которые волей судьбы оказались на задворках социума.
  2. Все профессии важны. Как не бывает идеальных людей, но бывают идеальные пары, так и не бывает идеальных профессий, но бывают гармоничные общества, состоящие из представителей разных профессий. Если бы все шли работать юристами, банкирами и программистами, то кто бы чинил краны и вывозил мусор? Фильм «Дивергент» учит по-новому смотреть на представителей даже непрестижных профессий. Когда мы слышим, что человек владеет несколькими бизнесами, даже тембр нашего голоса как-то меняется и мы начинаем вести себя, что ли, более почтительно. Но окажись мы на рынке возле продавца орехов или петрушки, как мозг, пропитанный стереотипами, почему-то сразу записывает его в лузеры. Так быть не должно. В конце концов, есть люди, которые обожают продавать орехи, и у них это прекрасно получается. А я бы даже не прочь как-нибудь уборщиком подработать, ведь это действительно полезный и благородный труд, который делает мир лучше (кстати, в детстве таки помогал уборщице пару раз). А тот факт, что мало какая девушка захочет встречаться с уборщиком, — это проблема общества, а не уборщика. Тем более что в некоторых странах ребята на мусоровозах зарабатывают побольше некоторых «белых воротничков».
  3. Правильный выбор профессии не гарантирует, что будет легко. Даже если у вас есть способности к чему-либо, вам придётся пройти огонь, трубы и медный купорос, чтобы чего-то добиться. Главная героиня «Дивергента», даже сделав сложный, но верный для себя выбор и отправившись в лагерь «смельчаков», по много раз оказывается в ситуациях, требующих проявлять смелость и настойчивость. К счастью, в этом плане фильм достаточно правдоподобен, так как наша героиня, будучи слабой отщепенкой-альтруисткой, которая никогда в жизни не занималась спортом, несмотря на всё своё желание и рвение, регулярно схватывала леща от более сильных соперников.
  4. Всегда можно начать жизнь с чистого листа. Шейлин Вудли в лице своего персонажа по имени Беатрис вовремя смекнула тему и сменила имя на Трис. Я проделывал такой же трюк, когда пришёл в институт и назвался Джорджем. Когда вы приходите в новое сообщество, где люди вас не знают, прошлое не тяготит вас, а значит, вы можете начать всё заново. Назовитесь вы хоть Наполеоном, у людей не будет другого варианта, кроме как принять вас таковым. Кроме того, в фильме есть эпизод, когда представители разных фракций, которые выбрали службу в «бесстрашных», сидели за обедом и обсуждали плюсы и минусы своих врождённых склонностей, будь то эрудиция, честность или отречение (волонтёрство), а в этот момент их инструктор резко осадил их, напоминая: «Не желаю слышать о ваших прежних фракциях. Вы бесстрашные». Таким образом командир помогал новичкам забыть прошлое, которое мешало бы им обучаться новой профессии и начать жить с чистого листа.
  5. Страсть важнее, чем способности. Выбирая между страстью (passion) и способностями в какой-то области, есть смысл выбирать страсть, потому что можно, как и героиня фильма, быть одинаково способным во многих сферах, но любить при этом что-то одно. Так, Трис, хоть и имела способности в таких областях, как волонтёрство-альтруизм, работа-дружелюбие и бесстрашие, в последний момент выбрала всё-таки последний вариант — бесстрашие. Потому что именно бесстрашие вызывало резонанс в её естестве. Да и, как говаривал Ма Юнь, один из самых богатых людей в Китае и первый китаец, попавший на обложку Forbes: «Заниматься стоит не тем, чем можешь, но тем, чем должен». Например, если вы на высоком уровне владеете английским и имеете способности к преподаванию, то это же не значит, что вам обязательно стоит заниматься преподаванием английского. Хотя вроде бы и всё на это указывает (кроме вашего внутреннего желания, разумеется).

Фильм цепляет ещё много чем, в частности знакомством зрителя с самим понятием «дивергент», которое означает человека с разносторонними способностями. Такие люди, исходя из фильма, встречаются крайне редко, хотя я с этим поспорил бы. Как по мне, в нашем обществе очень много дивергентов, которые зачастую не знают, куда себя приткнуть.

Так что я бы рекомендовал этот фильм не только подросткам и студентам, которые находятся в начале своего пути и сомневаются в своём выборе, но и тем из нас, кто сейчас переживает кризис среднего возраста.