Последние новости о ценах на нефть и курсе доллара явно намекают нам: впереди тяжёлые времена. Естественное желание любого человека в период кризиса — сохранить работу, а руководителя — сократить затраты и издержки. В погоне за производительностью и безопасностью владельцы бизнеса вводят более жёсткие меры контроля, а подчинённые, осознавая последствия увольнения в такой период, терпят. Или нет?

Как вы думаете, нужно ли терпеть закручивание гаек ради собственного спокойствия, что завтра компания не накроется медным тазом и вы не лишитесь работы, и ради спокойствия вашего босса? Считаете ли вы, что усиленный контроль повышает производительность? Можно ли добиться баланса между эффективностью работы, безопасностью бизнеса и комфортом сотрудников? Присоединяйтесь к дискуссии в комментариях.

На просторах нашей необъятной родины успешно и не очень существуют тысячи компаний. В каждой свои традиции и правила. Начнём с хардкорного варианта.

Всё запретить! Это безопасно и… эффективно?

На первый взгляд кажется, что эффективно. Давайте честно. Кто из вас не ходит в социалочки и не смотрит котиков или смешные картинки на работе? На страницах Лайфхакера есть десятки постов о том, как бороться с прокрастинацией. Люди честно лайкали сервис, который позволяет самому себе запретить те или иные сайты в рабочие часы. Но зачем какие-то сервисы, когда есть заботливый руководитель? Он строго, но справедливо поругает за попытку отлынить. Чем не мотивация?

Опять же, своровать что-либо при строгом контроле тоже трудно. Кто-то может сказать, что это всё паранойя тех, кто трясется за свои «бизнесы». А вот и нет. Конечно, люди стремятся быть честными, но крепость цепи определяется самым слабым звеном. Снова возвращаемся к статистике утечек. Каждый день в мире «утекают» личные и коммерческие данные, и в 71% случаев виновники — сотрудники компаний. Откуда берутся такие цифры, если все честные?

Следить или не следить за работой сотрудников?

Впрочем, есть и объективные минусы строгого контроля. Люди, зная что за ними следят, действительно работают, но делают это спустя рукава. Ровно столько, сколько требуется и не капли больше. Без инициативы, с копящейся злобой на работодателя за то, что введённые меры мешают работе и за попытки залезть в личную жизнь.

Кстати, о личной жизни на работе. Вот что говорят об этом специалисты из ассоциации по вопросам защиты информации:

Территория компании — общественное место, и частная жизнь в этом месте законом не охраняется. Соответственно, если кто-то решается на частную жизнь в общественном месте — он сам и виноват во всех наступивших негативных последствиях.

Такие дела. Простой совет: не смешивайте работу и личную жизнь. Не используйте рабочие телефоны, а также почту, скайпы и соцсети на рабочих компьютерах для решения личных вопросов, и тогда вам не придется беспокоиться о том, насколько законно или незаконно следить за сотрудниками.

А ещё есть малый и средний бизнес, там гораздо чаще встречаются лояльные руководители. Они молоды, прогрессивны и, возможно, придерживаются другой политики?

Всё разрешить! Мы работаем со взрослыми и порядочными людьми… или нет?

Тут сразу приходит в голову эдакий стартап или просто небольшая компания. Штат компактный. В основном молодые специалисты. Энергичные, с неиспорченным корпоративной культурой мозгом, свободолюбивые. На Лайфхакере они читали о том, как круто работать в свободной компании. Существует теория, согласно которой коллектив с общей целью и пониманием задачи вообще не нуждается в руководстве. И тем не менее, стабильные и успешные компании, где нет контроля или заботы о безопасности собственной интеллектуальной деятельности, встречаются удивительно редко. А все потому что на практике это не работает.

Причём не всегда виной тому сотрудники. Известны случаи, когда виновником провала был сам руководитель. Казалось бы, этот человек должен мыслить трезвее всех, но самые розовые очки могут быть именно у него. Ему кажется, что коллектив счастлив, а в компании уже зреет заговор. Поэтому в кризис такие компании — не самое надёжное место работы.

В компании Х работал менеджер по закупкам. Через полгода менеджер уволился, забрав с собой базу поставщиков, клиентов и всю финансовую информацию. Вскоре он открыл свою компанию. Поставщики уже есть, потенциальные клиенты тоже. Оставалось лишь подкорректировать ценовую политику, и вот уже клиентам приходят предложения от новой компании с более приятными условиями. В итоге новообразованная компания успешно забирает себе некоторую часть регионального рынка.

Именно в коммерческих организациях, где чаще встречаются мягкие политики безопасности, происходит больше всего утечек. Свобода не гарантирует лояльность или аккуратность.

Возможен ли баланс и стоит ли ради него страдать?

Любой здравомыслящий человек скажет, что баланс где-то между тотальным контролем и неограниченной свободой. Вот только где именно пролегает эта невидимая линия? И что, если она лежит далеко за границами вашей зоны комфорта? Согласны ли вы терпеть усиленный контроль (местами переходящий в слежку) ради спокойствия и стабильности? Собственно, для решения этих фундаментальных вопросов мы и просим вас поделиться мнениями и историями из жизни.

Итак, опрос. Нам интересно знать реальное отношение людей к усиленному контролю на рабочих местах.

Проголосовали? Отлично! А на чём основывается ваш выбор? Какой опыт в трудовой деятельности сделал вас приверженцем именно этой позиции? Расскажите свою историю в комментариях.

Результаты конкурса комментариев

Настало время объявить победителя в конкурсе комментариев к обсуждению необходимости слежки на работе.

Мы вместе с InfoWatch хорошенько подумали над вашими мыслями и доводами. Все они безусловно интересны, но комментарии от Alex Epov показались нам с одной стороны наиболее достаточно взвешенными, логичными и подкрепленными реальным опытом, и с другой — они совпадают с нашим видением ситуации. По совокупности критериев – он лидер.

Alex получает от нас три классные книги:

IMG_0008

«Ешь, двигайся, спи» — лучшее руководство по приведению своей жизни и здоровья в порядок в условиях современного мира. Будьте здоровы, Alex:)

«Стартап без купюр» — 51 урок, как сделать бизнес в Москве для клиентов со всего мира. Мы надеемся, что благодаря этой книге вы и ваш будущий бизнес станете одними из героев Лайфхакера.

И, наконец, «Инфографика» — самое интересное о нашем мире в графическом представлении. Тонны познавательной информации с гарантированными ежеминутными «ух ты» в процессе чтения.