Ещё совсем недавно ведение конспектов было непосредственной обязанностью каждого студента. Умение быстро, аккуратно и разборчиво писать ценилось не менее, а может, даже и более, чем аналитический ум или хорошая память. Потом появились ноутбуки, смартфоны, планшеты, и необходимость в ведении конспекта вроде бы отпала. Действительно, зачем плодить эти смешные каракули на бумаге, когда у тебя имеется доступ ко всем знаниям мира?

Однако не всё так просто. В бочке мёда современных образовательных технологий скрывается и большая ложка дёгтя. И чем дальше, тем её вкус становится ощутимее. Например, недавнее канадское исследование говорит о том, что в тех учебных заведениях, где перестали использовать бумагу и ручки, знания учащихся стали гораздо ниже.

В процессе эксперимента были проведены две одинаковые лекции. Слушатели первой активно использовали ноутбуки и получали дополнительные задания по поиску в интернете связанной с предметом информации. На второй лекции учащиеся использовали только ручки и тетрадки для записи основных тезисов.

Студенты, использующие ноутбуки и работающие в режиме многозадачности, показали на 11% более низкие результаты, и их оценки изменились с B+ на B-.

Но ещё более интересные результаты были получены в смешанном классе, одна часть учащихся которого использовала ноутбуки, а другая — традиционные конспекты. В этом случае успеваемость учеников с тетрадками снизилась на целых 17%! Выходит, ноутбуки не только не помогают своим владельцам, но и мешают окружающим?

l i g h t p o e t/Shutterstock
l i g h t p o e t/Shutterstock

Солидарны с канадскими исследователями и их коллеги из Принстонского университета. В их эксперименте проверялось запоминание материала студентами, использующими для конспектирования ноутбуки, и тех, кто обходится без них. Хотя в первом случае учащиеся, как правило, записывали быстрее, в памяти у них оставалось гораздо меньше.

Независимо от того, когда проводилось тестирование — сразу после занятия или через неделю, студенты, делающие записи от руки, справлялись с заданием гораздо лучше.

Учёные объясняют это тем, что при наборе текста на ноутбуке студент совершает, в общем-то, механическую работу, выполняя, по сути, роль машинистки. В то время как его однокурсники с карандашом в руках имеют гораздо больше пространства для творчества и абстракции. Они могут делать зарисовки, добавлять комментарии на полях, вводить свою собственную систему обозначений и так далее. Таким образом, в то время как у одних работают в основном пальцы, у других в процесс конспектирования включены и мозги.

Эти и другие подобные исследования показывают примерно одинаковые результаты. Поэтому сегодня уже ни у кого не вызывает удивления распространяющаяся среди преподавателей тенденция к запрету использования ноутбуков и планшетов на своих лекциях.

Закройте ноутбуки и возьмите ручки!

Марк Бауэрляйн

Именно такую фразу произносит в начале каждой своей лекции Марк Бауэрляйн (Mark Bauerlein), профессор Университета Эмори, автор книги «Самое тупое поколение: как цифровая эпоха ставит под угрозу наше будущее». По его мнению, запись лекций от руки является гораздо более трудоёмким процессом, поэтому студентам приходится более глубоко анализировать материал и записывать только то, что действительно важно и необходимо. В своей статье он призывает своих коллег по мере возможности запрещать студентам использование ноутбуков и планшетов во время лекций.

Да, это идёт вразрез с общей тенденцией на повсеместное внедрение высоких технологий в процесс обучения и выглядит несколько консервативно. Да, некоторые студенты будут негодовать, потому что это может быть медленно и трудно. Но в результате это поможет им получить более глубокие знания и легче сдавать экзамены.

Марк Бауэрляйн

А как вы относитесь к подобным запретам? Помогают, по вашему мнению, цифровые гаджеты в учёбе или мешают?