Недавно я провела небольшой эксперимент — отказалась от чтения новостей, Facebook и Twitter на месяц (как раз до Нового года). В результате выяснилось, что выполнение некоторых задач может занимать в два раза меньше времени, спать можно гораздо больше и крепче, даже остаётся немного времени на любимые хобби, до которых раньше руки не доходили. Плюсов оказалось гораздо больше, чем минусов.

Но самый большой, на мой взгляд, плюс — исчезновение этой ужасной «умственной чесотки», когда ты ощущаешь дискомфорт от того, что не перелистываешь в сотый раз ленту социальной сети и даже начинаешь злиться на то, что так мало новых постов. Это и правда уже начинало походить на болезненную зависимость, схожую с зависимостью от сигарет: ощущение физического и психологического дискомфорта не проходит, пока не выкуришь сигарету пока не пролистаешь ленту новостей.

Последнее видео от AsapSCIENCE даёт очень наглядное научное объяснение всем этим ощущениям и рассказывает о том, каким образом социальные медиа меняют наш мозг.

1. От 5 до 10% пользователей не в состоянии контролировать количество времени, которое они проводят в социальных сетях. Это не совсем психологическая зависимость, в ней также есть признаки зависимости от наркотических веществ. Сканирование мозга этих людей показало ухудшение работы участков мозга, которое наблюдается у наркозависимых. Особенно деградирует белое вещество, которое отвечает за контроль эмоциональных процессов, внимание и принятие решений. Это происходит потому, что в социальных сетях награда следует практически сразу же после публикации поста или фотографии, поэтому мозг начинает перестраивать себя так, что вам постоянно хочется получения этих наград. И вам начинает хотеться всё больше, и больше, и больше. И вы уже просто не в состоянии отказаться от этого, как и от наркотиков.

2. Проблемы с многозадачностью. Нам может показаться, что те, кто постоянно сидит в социальных медиа, или те, кто постоянно переключается между работой и веб-сайтами, гораздо лучше справляются одновременно с несколькими задачами, чем те, кто привык делать одно дело за раз. Однако сравнение этих двух условных групп людей оказалось не в пользу первых. Постоянное переключение между социальными медиа и работой уменьшает способность фильтровать помехи, а также усложняет обработку и запоминание информации.

3. «Призрачный звонок». Вы услышали, что завибрировал ваш телефон? О, это, наверное, SMS пришла или сообщение в одной из социальных сетей! А, нет, пусто! Показалось? О, вот снова завибрировал! Ну теперь точно что-то пришло! Снова показалось… Это состояние называется синдромом фантомной вибрации и считается психологическим феноменом. В ходе проведённого исследования выяснилось, что около 89% опрошенных испытывают подобные ощущения хотя бы один раз в две недели. Технологии начинают перестраивать нашу нервную систему таким образом, что самый обыкновенный зуд в ноге после укуса комара интерпретируется как вибрация смартфона.

4. Социальные медиа являются триггерами для высвобождения дофамина, который является предвестником получения желаемого вознаграждения. С помощью МРТ учёные выяснили, что центры вознаграждения в мозгу у людей начинают работать гораздо активнее, когда они начинают рассказывать о своих взглядах или высказывают своё мнение, чем когда выслушивают чужое. В принципе, ничего нового, да? Но оказывается, что во время личной беседы с глазу на глаз возможность высказывать своё мнение составляет примерно 30–40%, в то время как в виртуальных беседах в социальных сетях эта возможность возрастает до 80%. В результате включается часть мозга, которая отвечает за оргазм, любовь и мотивацию, которая подпитывается именно такими виртуальными беседами. Особенно если вы знаете, что вас читает большое количество людей. Получается, что наши тела награждают нас за то, что мы сидим в социальных сетях.

5. Еще одни исследования показали, что партнёры, которые впервые встретились онлайн, а потом уже увиделись в реальной жизни, нравятся друг другу гораздо больше, чем те, у кого знакомство произошло офлайн. Возможно, это происходит из-за того, что вы уже хотя бы примерно знаете предпочтения и цели другого человека.