Редакторы сайта Fast Company решили разобраться, почему дизайнерский отдел Samsung не воспринимают всерьёз, а сами устройства далеки от того, чтобы называться красивыми. К обсуждению подключили Кевина Ли — бывшего главу продуктовой стратегии и дизайна в Samsung Design America.

«Я видел невероятные прототипы и концепты», — говорит Ли. Если бы подобные продукты вышли на рынок, остальные игроки наверняка бы обанкротились. Но за 18-месячный срок его карьеры в компании, Samsung так и не удалось запустить ни одного грандиозного проекта.

Проблема была не в недостатке идей или в отсутствии навыков у дизайнеров. По словам Ли, проблема была в совокупности проблем — культурных, управленческих и структурных. Кевин же обвиняет менталитет западных дизайнеров и, в частности, «синдром Стива Джобса».

Продукт — это культура

Чтобы разобраться в основах дизайнерской культуры Samsung, нужно понять, что такое синдром Стива Джобса.

В большинстве случаев, корейская культура подчиняется строгой иерархии и больше завязана на коллективном разуме, чем на персональном, — объясняет профессор лондонской бизнес школы Линн Имай. Культуру двигает иерархия. Менеджеры отчитываются перед другими менеджерами, которые, в свою очередь, отчитываются перед своими менеджерами.

1411668478_samsung-galaxy-edge4

Концепты и прототипы должны проделать путь сквозь всю структуру, а менеджеры оценить их прибыльность. Бизнес-модель Samsung рассчитана на малые издержки и большие объёмы продаж. Компания старается покрыть все сегменты рынка.

Тебе не нравится наша новая камера? Попробую одну из десятка других, почти таких же.

Отсутствие уважения друг к другу

К сегодняшнему дню продуктовая линейка Apple выглядит немного замусоренной, но компания до сих пор является примером современной западной модели построения бизнеса. Если у вас хватит смелости создать устройство, которое не только функционально, но и даёт пользователю великолепный опыт использования, ваши устройства будут хотеть.

Такая ментальность позволяет Apple конкурировать с Samsung по выручке, несмотря на то, что компания продаёт гораздо меньше продуктов. В четвертом квартале 2014 обе компании отчитались о $45 миллардах выручки. Однако прибыль Apple была в два раза больше, чем у Samsung — $7,5 миллиардов. Это обусловленно более высокой наценкой и небольшой продуктовой линейкой.

Путь успеха

Метод Apple не эксклюзивен. По такому же принципу работают многие другие компании Кремниевой долины — Jawbone, Tesla, Fitbit, Nest и Amazon. Многие дизайнеры, работающие в этих компаниях ранее работали в Samsung. Но по мнению Кевина Ли в Samsung отсутствовал главный ингредиент успеха — уважение друг к другу.

Главной же проблемой компаний Кремниевой долины являются несбыточные мечты и фантастические концепты. Дизайнерские студии проектируют гаджеты с несуществующими технологиями, к примеру, часы, для которых нужны мощные батареи, не исследуя рынок. Этого не скажешь о Samsung — у компании есть информация практически обо всех технологиях и нанимаемые компанией дизайнеры получают доступ к этой информации, но продолжают мечтать о несбыточных продуктах.

Проблема и в вас тоже

Основатель дизайнерской студии NewDealDesign, Гади Амит проработал в Samsung и других корейских компаниях более 20 лет. Атмосферу, витающую в компании, он описал как «авторитарную».

В США, к примеру, модель потребления устроена таким образом, что компании показывают и предугадывают то, что понадобится клиенту. В Корее же, если ваш клиент большая компания или государство, вы должны быть готовы к тому, что клиент будет высказывать свои капризы и прихоти. А вам придётся подчиниться.

samsung-chromebook-1

Дизайнер Марк Ролстон, работавший в студии Frog выработал концепцию, которая позволяет общаться и сотрудничать с бюрократическими компаниями.

Мы бросали им идею и говорили: «Это лучшая идея. Или вы её принимаете, или мы заканчиваем сотрудничество».

Ролстону стыдно признаваться, но они называли эту концепцию «методом ковбоя». Они понимали, что корейские и японские организации нанимают американские дизайнерские студии, потому что хотят угадать предпочтения западных клиентов. Студия Frog старалась лояльно и бережно высказывать свои идеи и практически на все из них получила отказ.

«Тогда мы решили пойти другим путём», — говорит Ролстон. Мы сказали, что это лучшая идея и другую мы придумать не сможем. Поэтому забирайте её или ищите новую студию.

Это было рискованно. Но сработало. Впервые студия Frog применила метод ковбоя, работая с компанией Sharp. Руководство Sharp спросило: «Можем ли мы получить это и это?». Мы сказали «Нет». Мы подумали, что это конец и пришло время идти домой, но руководство лишь покорно согласилось.

Будут ли изменения

Недавно Samsung выпустила новый телевизор, который проектировали Ив Бехар и его студия Fuseproject. Модель не похожа на все предыдущие продукты компании и многие дизайнеры решили, что Samsung наконец изменила своё отношение к дизайнерским студиям.

3042408-inline-i-1-why-samsung-design-stinks

Однако Ли заявляет, что не видит, чтобы компания изменила свой подход. Он считает, что это работа сторонних студий — научиться доказывать свою позицию и пользоваться методом Стива Джобса, объясняя свои идеи.

«Никто еще не уволил меня за такой подход», говорит Ли, обращаясь к студиям, — поэтому это ваша проблема. Я не говорю, что вам нужно полюбить кимчи (корейское блюдо, — прим ред.), но вы же дизайнер. Поэтому научитесь креативно мыслить в пределах поставленных вам рамок.

(via)