Ответ довольно прост: самые лучшие наушники — те, которые нравятся. А значит, стоят они ровно столько, сколько за них согласен заплатить покупатель.

Дело не в обмане и совсем не в рекламных кампаниях крупных брендов, обещающих за существенную добавку к стоимости «лучшее в мире звучание». Всё дело только в самом слушателе. Нельзя сравнивать китайскую поделку из газетного киоска и топовую модель «сенхайзеров». Если вслепую послушать те же наушники, разница может оказаться не столь существенной.

Если при слепом прослушивании китайский «ноунейм» заменить, скажем, на российские Fischer за цену половины Beats или Sennheiser, может случиться неожиданное. Дешёвая модель может оказаться не хуже. Правда, желательно не знать, что она дешёвая.

В среде аудиофилов есть понятие прогрева аудиоаппаратуры. Этот процесс и его реальная польза — тема для отдельной статьи. Куда интереснее сейчас мнение их противников.

Антиаудиофилы считают, что на деле вся суть прогрева лежит в психологии. По их мнению, если человеку звучание приобретения не понравилось сразу, через некоторое время оно начнёт его удовлетворять. Просто нужно определённое время, чтобы привыкнуть к обновке.

Кто прав? Вероятно, ближе к истине вторые. Слух человека так же индивидуален, как музыкальные предпочтения. И поскольку до сих пор ни одна компания не смогла создать акустическую систему, которая могла бы одинаково хорошо (на одинаковой громкости) воспроизводить все частоты, каждая модель будет восприниматься индивидуально.

Бесспорно, есть откровенно провальные экземпляры, модели и производители. Есть и люди с абсолютным слухом. Но если представить среднестатистического человека, воспроизводящего цифровые файлы с телефона или встроенной звуковой карты, то окажется, что в каждом форм-факторе есть определённый стандарт звучания, отличия от которого базируются именно на личных предпочтениях.

В одних наушниках будет хорошо звучать один музыкальный жанр, в других — другой. С технической точки зрения это относится не к области качественного звука. Например, «яркий бас» у так называемых диджейских наушников или уже упомянутых Beats хотя и приходится по вкусу любителям хип-хопа и танцевальных сетов, без эквалайзера (во многих случаях и с ним) будет портить хард-рок и классическую музыку. И наоборот.

Есть и ещё одна сторона звука. Для воспроизведения большей части музыки достаточно вполне заурядных характеристик. Проигрываемые файлы просто не содержат предельных частот, даже если это музыка в lossless-форматах (FLAC, WAV, DTS).

Дело в том, что записи обрабатываются и обрезаются ещё в студии, чтобы не загружать систему обработкой диапазона, который человек всё равно не услышит — слышимый диапазон взрослого человека лежит в пределах 16–20 000 Гц. Поэтому очень редко можно встретить запись, которая содержит частоты за пределами этого диапазона. Глубина же звучания большинства аудиозаписей тоже совершенно осознанно занижается, чтобы не создавать проблем при прослушивании на бюджетной и среднеценовой аппаратуре.

mp3-320-CBR.png
Спектр хорошей современной записи в правильно сделанном mp3 (320 кбит/с, CBR). Частоты ниже 16 Гц срезаны полностью, частоты выше 18 000 — частично

Для прослушивания музыки (не мониторных, аудиофильских, арматурных и прочих изысков для поиска отдельных нот) всё же правильнее определять ценовую категорию и перед покупкой послушать их звучание на своём источнике звука, воспроизводя любимые композиции. Сколько брать с собой денег?

Разумный диапазон для «ушей» лежит где-то между 1 000 и 3 000 рублей.

Всё, что дороже, неоправданно, ну а всё, что дешевле, — покупка вслепую, за исключением отдельных моделей.

В кризис очень приятным приобретением станут эти модели:

Мониторные (накладные закрытые):

Ritmix RH-508, Creative HQ 1600, Sennheiser HD202.

Накладные открытые:

Koss Porta Pro.

Вставные («затычки»):

Brainwavz m5, Creative EP 630,  Vsonic VSD1, Soundmagic e10.