Недавно по Сети прокатилась волна слухов о том, что Apple работает над созданием собственного автомобиля. Позже компания официально подтвердила свои намерения. Проектированием и дизайном будущего авто будет заниматься, разумеется, Джони Айв со своей командой. Он имеет огромный опыт в сфере промышленного дизайна, но по силам ли ему создание машины? В этом разбирались редакторы The New Yorker, на страницах которого недавно публиковалась обширная статья об Айве.

В статье The New Yorker Джони описывается как «обычный человек с необыкновенным талантом к дизайну». Он рос в Чингфорде, старомодном пригороде Лондона, где воспитывался Дэвид Бекхэм. Во время учебы в Newcastle Polytechnic, Джони выиграл два национальных конкурса дизайнеров. Другими словами, он был очень одаренным. Однако во времена когда крупные компании могут позволить себе нанять любых специалистов по всему миру, одного лишь таланта мало для того, чтобы добиться успеха. Не обойтись также и без трудовой дисциплины и некоторой удачи.

У Айва были оба качества. Он полностью поглощен работой, даже сейчас он работает круглосуточно. Впервые удача, которая изменила его жизнь, улыбнулась ему когда он повстречался с Робертом Браннером — калифорнийским дизайнером, который пришел в Apple в 1989-м. Немного неприятностей также пошли Джони на пользу — в начале 90-х он проектировал набор сантехники для компании Ideal Standart, который был отклонен из-за слишком высокой цены производства. Вскоре после этого он эмигрировал в Калифорнию.

Айву повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Когда Джобс вернулся в компанию в 1996-м, интернет был в зачаточном состоянии, как и мобильные компьютеры. Однако, скоро всё должно было измениться. Кремниевая долина как центр компьютерных инноваций должна была стать важной частью индустрии потребительских товаров и такой эстет как Айв мог оказать на неё огромное влияние. Джобс высоко ценил дизайн в продуктах и Джони сразу же получил его признание. В результате этого сотрудничества были созданы три величайших продукта за всю корпоративную историю — iPod, iPhone, iPad.

Сейчас Айв летает по миру на Gulfstream GV, которым когда владел Джобс. Он водит Aston Martin и Bentley. Для человека, работа которого заключается в продвижении потребительского фетишизма это неудивительно. Как и его «звездные» друзья Крис Мартин, Боно и другие, он как никто другой понимает принцип «победитель получает всё» — в этой индустрии прибыли лидеров значительно превышают то, что получают компании на втором и третьем месте. Apple может взымать более выскоие цены за свои продукты, чем конкуренты, потому что она имеет репутацию производителя товаров высочайшего качества и лучшего дизайна. Заработала она ее во многом и благодаря Айву, но стоит понимать, что как только репутация будет запятнана, размеры прибыли Apple могут быстро упасть.

Возвращаясь к Apple Car, важно учитывать, что компания входит в непривычную для них нишу, которая одновремено и знакома им. Новое для них то, что они прежде не производили машин и часов, но в то же время у них есть опыт успешного запуска продуктов на перенасыщенный рынок. Телефоны, планшеты, часы и машины — это предметы массового потребления, которые относительно недороги для потребителей, но которые произведены и проданы им как предметы роскоши.

Айв вместе с Куком собираются начать свою экспансию с верхнего сегмента рынка. Компания упомянула лишь о начальной цене Apple Watch — $349, однако многие аналитики считают, что премиальные версии часов с золотой отделкой могут стоить до $10000. Apple Car сейчас находится на очень раннем этапе развития, недавно компания нанимала специалистов по созданию батарей и другой технический штат. Но даже сейчас можно с уверенностью предположить, что целевой аудиторией Apple Car вероятнее станут нынешние владельцы BMW и Mercedes, чем Ford и General Motors.

Одна из старых истин делового мира гласит, что компании, выходящие на рынке за пределами их основной деятельности часто тепрят неудачи. Случится ли это с Айвом и его коллегами? С Apple Watch скорее всего — нет. Все-таки часы это тот же мобильный компьютерный гаджет, упакованный в небольшой красивый корпус, ассоциируемый с брендом Apple, который поклонники компании обязательно захотят. В отличие от iPod и iPad, часы не предлагают такой функциональности и не решают набор полезных задач, поэтому рынок может оказаться не таким большим, как ожидания компании. Кто знает?

Электромобили с автопилотом — если это, что собирается выпустить на рынок Apple — являются совершенно иной категорией продуктов, которая кардинально отличается от всего того, что раньше создавала компания. Не только потому, что автомобили менее рентабельны в производстве, а еще и потому, что они являются частью сложной экосистемы, которая малознакома для Айва и Кука. Бизнес Apple построен на создании привлекательного дизайна продуктов и использовании азиатских компаний с дешевой рабочей силой для их производства. В автомобильной индустрии контракты на производство другими компаниями практически отсутствуют как таковые. Если Apple захочет продавать свои машины, то ей нужно будет построить собственные фабрики как это сделала Tesla. Эта же проблема затрагивает и Google.

Нет никаких сомнений, что Айв и другие талантливые дизайнеры, работающие на Apple, могли бы придумать интересный и изящный дизайн автомобиля, который многие из нас желали бы увидеть. Но массовое появление iCar на дорогах? Если Айв и Кук смогут осуществить это, то они превзойдут даже своего наставника Джобса, который обладал превосходным чутьем и предпринимательскими качествами, но посвятил свю свою жизнь Кремниевой долине, мир которой он знал как свои пять пальцев. Я сомневаюсь в успехе iCar. Однако если намерения Apple достаточно серьезны, то будет очень любопытно понаблюдать за попыткой Айва и его команды.

via