Иной раз удивляешься обширности «географии» нашей редакции. Саша Марфицин главвредничает из Тольятти, Артем Козориз пишет из запорожского края, Лена Калинина делится интересностями из Ростова, я вношу свой вклад с киевских берегов Днепра. А вот Дима Кутузов обитает в само́й «северной столице», и несмотря на две сотни подопечных Windows-компьютеров, он остается убежденным яблочником. Начав с традиционных воспоминаний о начале «яблочного пути», мы с Димой коснулись и других интересных тем.

— Дим, помнишь, не так давно мы обсуждали комментарий какого-то Windows-пользователя о ничтожности Маков и их фанатов. :) «Богоподобен» во всех отношениях… Когда у тебя впервые возникла идея перейти на Мак, наверняка ты учитывал и такие мнения. Объективно говоря, Маки действительно дороже, чем обычные «тазики от дяди Вани», под Маки намного меньше игр и так далее… Что же все-таки тебя убедило, что Мак — твой компьютер?

Богоподобный комментарий Windows-пользователя
Тот самый комментарий, который понравился всей редакции «МакРадара». :)

 

— Отличный комментарий был, действительно. :) Вообще, чтобы понять, что Мак — мой компьютер, я должен был познакомиться с техникой Apple, скажем, более дешевой. Сначала я совсем не собирался покупать Макбук.

Когда мой mp3-плеер в очередной раз сдох, я твердо решил, что надо бы попробовать что-нибудь получше, чем три с половиной кнопки и крохотный дисплей в пластиковом корпусе. Начал смотреть, чего интересного есть на рынке, и наткнулся на iPod touch. Тогда только-только вышло четвертое поколение. Почитал, посмотрел обзоры — и решил, что надо попробовать.

До этого об Apple я, конечно же, слышал, но ничем по сути не успел попользоваться. Купил… и не мог нарадоваться его работе. А потом понеслось: покупка iPhone, iPad, Mac и Apple TV. Всю семью «подсадил» на гаджеты Apple, да и некоторых коллег тоже. :)

Понять, что Мак действительно создан для меня и моих задач, было несложно. В течение недели я просто работал за компьютером и сравнивал свои впечатления с Windows и разными Linux-дистрибутивами. И те, и другие даже рядом не стояли.

— Вот последнюю мысль чуть разверни: что основное для тебя стало открытием, в сравнении с другими системами?

— Отказоустойчивость, если можно так выразиться. Приложения работают гораздо стабильнее и, надо заметить, быстрее Windows- и Linux-аналогов. Да и в целом система шустрая, даже если сравнивать с аналогичной машиной на винде с SSD-диском. В свое время очень понравился выход из спящего режима: открыл крышку ноутбука — и через секунду можешь продолжать работать с того места, на котором остановился. Установка и удаление большинства софта — перетаскиванием приложения в папку с программами или корзину. Логичная компоновка меню настроек. И, конечно же, перезагрузка системы раз в полгода максимум. Я уже и не помню, когда последний раз перезагружал свой Макбук.

Со временем стали понятны и плюсы экосистемы… Синхронизация с остальными Apple-устройствами… А с появлением Handoff и Continuity связка всех гаджетов под одной учетной записью стала еще полнее и удобнее. Хотя главное — это отсутствие необходимости в постоянном «тюнинге» системы и ее компонентов. Она просто работает.

— Ты сам технарь, а в твоей семье есть «гуманитарии»? Насколько легко они привыкли к «яблокам», и что особенно им понравилось?

— Ну не совсем гуманитарии — скорее среднестатистические пользователи. :)
Привыкли быстро. Самый проблематичный момент — это iTunes, чуждый практически любому Windows-пользователю. Честно говоря, я и сам его не сильно жалую, но всем стандартным процедурам обучил, вроде без проблем. Помимо «Тунца», вопросы обычно возникают с iCloud (синхронизация, нехватка места под бэкапы), но это чаще случается при смене устройства на новое поколение.

Что больше всего понравилось, сказать трудно. Пожалуй, работа системы в целом и приложений в частности, простота использования.

…большинство компаний и предприятий не в курсе, что кроме Windows, есть другие операционные системы и софт для них. Поэтому… никто не хочет хотя бы попробовать что-то альтернативное.

Автор «МакРадара» Дмитрий Кутузов

«Мак — не лучшая платформа для игр»

— Для тебя и твоих близких «яблоки» в какой-то мере являются рабочей платформой, или это скорее устройства для жизни вне работы?

— На 90 % — для не рабочих процессов, и лишь 10 — для работы. И, надо сказать, к сожалению. Например, госструктуры до сих пор не принимают некоторую документацию, если она сделана не в MS Word. Или отчеты, если они не выгружены из «1С-Бухгалтерии». И большинство компаний и предприятий не в курсе, что кроме Windows, есть другие операционные системы и софт для них. Поэтому так и живем, что никто не хочет хотя бы попробовать что-то альтернативное.

Есть совсем небольшая часть фирм (в основном, дизайнерских, молодых и амбициозных), где используют продукцию Apple, но эта часть настолько мизерна… Вот и получается, что даже если и готов использовать Мак как рабочий инструмент, то хрен кто даст тебе это сделать. Понятно, что можно и Windows спокойно поставить на Мак (но не корпоративный!), но зачем она мне там нужна?

— Зачем? Ну, например, для игр… :)

— Скажем честно, Мак — не лучшая платформа для игр. Я придерживаюсь мнения, что каждое устройство должно служить своей цели. Это схоже с философией Apple. Именно поэтому с iPad до сих пор нельзя звонить как со смартфона.

А вообще, в Купертино давно могли бы сделать и свою консоль, хотя бы на базе Apple TV. Разговоры об этом заводят время от времени, но мы так до сих пор ничего кроме слухов и не имеем. А было бы здорово. Эксклюзивные игры (по этой части у «Яблок» все в порядке и на iOS), облачные развлечения (это когда игры запускаются на удаленных серверах, а вам транслируется только изображение) и, конечно же, экосистема. Что-то похожее обещали в Microsoft, с анонсом Xbox One на E3, но реализация, мягко говоря, подкачала. Как всегда. :)

— Возможно, отдельный девайс лучше: во всяком случае, не переплачиваешь, если тебе нужно устройство сугубо для развлечения. Но идея «все в одном компьютере» остается популярной: игр под PC много, и графика в них часто более детальна, чем на консолях. С другой стороны, у нас есть iPhone и iPad — универсальные мобильные устройства, которые уже несколько поколений подряд затачивают под игры. Может, дело не в философии и игровом потенциале, а банально в количестве пользователей у платформы? На Маках многие игры неплохо бегают, я проверял. :)

— Безусловно, количество пользователей и круг задач, которые они выполняют на своих Маках, играет немаловажную роль. Но настоящих, «олдсукльных» геймеров тут нет. Любители интерактивных развлечений давно разделились на два лагеря: «консольщики» и «писишники», ведущие между собой войну не хуже, чем «яблочники» и «андроид-бои». :)

Тем не менее, собственная игровая приставка от Apple вполне способна на существование, и более того, на успешное переманивание приверженцев обоих лагерей. В похожем направлении сейчас двигается Valve, которая разрабатывает собственную консоль со SteamOS на борту. Идея интересная как минимум. Как максимум — вполне серьезный конкурент стандартным PC и игровым консолям текущего поколения.

Автор «МакРадара» Дмитрий Кутузов

App Store: количество против качества

— Ну не знаю… Конечно, у Apple большой ассортимент игр для iOS, но они не идут ни  в какое сравнение с Windows-играми, которых полным-полно в магазине Steam. Какой смысл мобильные игры превращать в консольные, когда Playstation и Xbox (а вскоре и Steam Machine) предлагают геймерам куда более крутые продукты?

— iOS-игры — это только начало. Качество эксклюзивных проектов для этой платформы достаточно высокое. Стандартизированное железо позволит обратить еще больше внимания на новую платформу как независимым разработчикам, так и более крупным компаниям. Это, в свою очередь, даст приток новых пользователей. Платформу ценят в первую очередь за эксклюзивность: чем больше на ней имеется нестандартных проектов и AAA-блокбастеров, тем больше она привлечет обычных покупателей. А где геймеры — там и инвесторы, разработчики, издатели.

iPhone и iPad достаточно технологичны для создания под них интересных игр. Только вспомни о GTA 3 и GTA: San Andreas, Knight Of The Old Republic и Baldur’s Gate… О таком нельзя было подумать еще каких-то три-четыре года назад! Однако, вместо подобных портов знаменитой классики или разработки новых крутых игр, мы довольствуемся очередной частью Angry Birds и нескончаемыми клонами Flappy Bird.

Действительно достойных, крупных проектов катастрофически мало (на Android и того меньше). Причины две: управление и модерация. Ничто не заменит обычного джойстика (или мышки) в руке, и никто не пропустит откровенный шлак в PSN или Xbox Live. Там своя жесткая политика и правила. У Apple хоть и есть контроль качества (опять же в сравнении с Android), но за последнее время он стал намного мягче. За очередной дебильный клон надо гнать кнутом, а не поощрять.

— Жестко, но справедливо. :) А в отношении программ, как думаешь, тоже следует ужесточить правила отбора? Есть приложения для iOS и OS X, которые тоже не пойми каким чудом оказались в App Store?

— Конечно, тем же кнутом и по тем же местам. Во-первых, пора уже заканчивать всю эту чехарду с дизайном «кто в лес, кто по дрова». Есть гайдлайны — пользуйтесь, и приводите свои приложения в соответствие им. Бывает, смотришь на скриншоты — и челюсть падает под стол от того, что пропустили модераторы в App Store.

Во-вторых, удалить к чертовой матери все приложения, не обновляемые в течение года. Если нет поддержки продукта разработчиком — ему нет места в магазине. И так достаточно мусора. Ведро пора вынести, а не притаптывать, чтобы сверху еще чуть-чуть влезло.

Ну и в-третьих, — «любимые» всеми встроенные покупки. С ними разговор тоже должен быть короткий — под нож, за редким исключением. Делайте lite-версии для ознакомления, но прекратите обирать людей, особенно в играх, давя на жалость или жадность.

У Apple хоть и есть контроль качества, но за последнее время он стал намного мягче. За очередной дебильный клон надо гнать кнутом, а не поощрять.

В качестве примера сразу вспоминается фотоприложение Crazy Heliumbooth для iOS. Не верьте скриншотам в App Store — я покажу, как оно выглядит на самом деле:

 

Если говорить про OS X, то тут далеко ходить не надо: MS Office. При всем том, что в Windows он выглядит вполне сносно, то над версией для Мака нанимали, видимо, отдельных извращенцев.

— Фигурально говоря, так оно и есть: в Microsoft над созданием Мак-продуктов трудится целое подразделение. Хотя, на мой взгляд, основная проблема Мак-офиса — в скорости работы, и, судя по iOS-версиям своих программ, они поднимают планку качества. И параллельно расширяют свое присутствие на платформах Apple — чего не скажешь про саму Apple: iTunes для Windows по-прежнему тяжеловата, Safari помаячил пару версий и сдулся. В целом можно сказать, что в среде Windows Apple пока лишь обеспечивает программную поддержку своих устройств, Маков и iOS-гаджетов. Даже недавняя адаптация iWork для iCloud — из той же оперы. Как думаешь, стоит ли Apple выпустить несколько ходовых приложений специально для Windows-пользователей, у которых вообще ничего «яблочного» нет?

— С одной стороны, да: это может «подсадить» новых пользователей на экосистему Apple. Ведь если ты купил хоть один из продуктов купертиновцев, то в скором времени возьмешь еще один. А потом еще и еще… :)

С другой стороны — нет. Достаточно неповоротливые аналоги основных приложений на Windows, как ты верно подметил, оставляют желать лучшего. Это, наоборот, может отпугнуть потенциального покупателя. Хотя многих устраивает и iTunes для Windows. Просто потому что они не знают, как она работает на Mac.

Понять, что Мак действительно создан для меня и моих задач, было несложно. В течение недели я просто работал за компьютером и сравнивал свои впечатления с Windows и разными Linux-дистрибутивами. И те, и другие даже рядом не стояли.

Ну и еще один довод в пользу второго варианта: упомянутая выше эксклюзивность. Приобретая новый Мак, человек чувствует себя не прибитым к «серой массе», а индивидом. Так думает ровно то же большинство, что и обладает Маками. Но эксклюзивность в любом случае подогревает любопытство пользователя, и обладание вещью отличной от всех вполне может инициировать покупки. Все и всегда хотят выделиться, любопытство и понты чаще всего бегут впереди самого человека. А в России обладание эксклюзивной вещью — для многих это вообще смысл жизни. Отсюда и Айфоны из настоящего золота, со стразами и еще черт знает с чем. Главное, чтобы не как у всех.

— Терпеть не могу это клише, но что поделать, если многие поэтому «яблоки» и покупают. :) Раз уж зашла речь об эксклюзивности, то какими эксклюзивными программами ты пользуешься сам и настоятельно советуешь другим?

—  Больше всего эксклюзивов, конечно, игровых. Хоть смартфон или планшет не являются полноценной консолью (даже карманной), большое внимание разработчики уделяют именно играм. Думаю, про серию Infinity Blade слышали все?

— Очевидно.

Также, в список можно добавить интересную интерактивную головоломку Framed, о которой лестно отзывался знаменитый японский гейм-дизайнер Хидео Кодзима. Сюда же запишем отличную первую часть квеста Тима Шейфера Broken Age, вышедшую не только на PC, но и iOS. Любители изометрических приключений-ролевух, безусловно, оценят прекрасную Oceanhorn, стильную, интересную и достаточно «олдскульную». Ну и нельзя забывать о довольно необычной FTL: Faster Than Light, также вышедшей не только на PC, но и на iOS. Естественно, это далеко не полный список, а лишь то, во что я не так давно играл, или остался под впечатлением.

FRAMED
Developer: От Loveshack
Price: 299 р.
Oceanhorn ™
Price: 699 р.
FTL: Faster Than Light
Price: 749 р.

Среди приложений могу выделить несколько от Readdle, которыми сам пользуюсь достаточно часто. Documents 5 — файловый браузер с поддержкой многих облачных сервисов. Scanner Pro — для сканирования документов и последующего закидывания их в облако. Printer PRO — для печати на любой принтер с iOS-устройства. Ну и Alfred Remote — мобильное приложение, работающее в связке с Alfred 2 для Mac. Пока к нему еще достаточно мало модулей, но, я уверен, в скором времени все изменится, как это было с приложением для OS X.

— Кроме эксклюзивности, какие еще свойства техники Apple ты бы назвал для тех, кто уже задумался о покупке Мака или ай-девайса?

— В первую очередь, это надежность. Да и во втором тоже. За все время использования различных «яблок» я практически никогда не сталкивался с какими-либо проблемами. Честно говоря, не припомню таких, что возникли не по моей вине.

К плюсам можно было бы отнести и саму операционную систему (OS X и iOS), но многие просто не понимают принципа их работы (особенно если переходят с Windows и Android), хотя по факту тут все куда проще. Просто иначе.

Ну и по поводу покупки: знайте, что — скорее всего — после приобретения какого-то одного устройства, вы захотите приобрести и другое. А это — лишние затраты. :) Тем не менее, я всячески рекомендую. Хотя понятно, был бы я другого мнения — не отвечал бы на эти вопросы, правда?