Недавно мы делились статьёй, из которой вы узнали, кто и как может раскусить бизнес без регистрации. Сегодня мы хотим поделиться с вами постом от Марины Савуковой, эксперта-аналитика поискового сервиса «Контур.Закупки». Марина расскажет, как стать поставщиком госзаказчика.

Пункт 1. Проверьте, соответствует ли компания требованиям законодательства

Главное, чтобы у поставщика не было долгов по налогам, сборам и судимостей за преступления в сфере экономики. Предприятие не должно находиться в стадии банкротства и ликвидации.

Принципиального значения не имеет ни размер компании, ни вид юридического лица. Лишь в некоторых случаях заказчики выставляют специальные требования, например, к наличию лицензий, сертификатов и допусков. Впрочем, если вы уже ведёте бизнес, то знаете, какие из услуг подлежат обязательному лицензированию.

Пункт 2. Приступайте к поиску

Чтобы оценить рынок госзаказа, можно воспользоваться официальным сайтом госзакупок www.zakupki.gov.ru или специализированными системами поиска. У официального портала нет задачи сделать поиск извещений проще (к тому же он периодически недоступен), поэтому активно развиваются ресурсы, в которых работать гораздо удобнее:

  • настроен более точный поиск;
  • можно создавать шаблоны для отбора закупок;
  • сводить информацию из извещений в единую таблицу;
  • анализировать закупки и так далее.

Пункт 3. Анализируйте заказчиков и конкурентов

Нашли несколько интересных для себя закупок? Проведите хотя бы небольшой анализ. Самое простое — найти по ИНН заказчика все размещённые им закупки. Посмотрите результаты: с какой ценой выигрывали победители, кто именно? Это позволит определить конкурентную цену на ваши товары и услуги, оценить шанс выиграть закупку конкретного заказчика. Если на него было много жалоб в Федеральную антимонопольную службу, часто выигрывает один и тот же поставщик, цены подписанных контрактов кажутся необоснованно завышенными или заниженными, лучше обходить его закупки стороной.

Пункт 4. Примите решение: участвовать или нет

Ещё раз внимательно изучите закупочную документацию, проект договора, оцените свои возможности и цену, которую можете предложить в заявке (или до которой сможете снизиться во время аукциона). Если остались вопросы, вы имеете право направить госзаказчику запрос на разъяснение положений закупочной документации. Готовы участвовать? Отправляйте заявку.

Самыми популярными из конкурентных видов закупок являются:

  • Аукцион. Его победитель определяется по итогам электронных торгов по самому выгодному предложению. Ценовое предложение подаётся во время торгов и может несколько раз меняться. Аукцион проводится только в электронном виде (см. пункт 6).
  • Конкурс. Победитель здесь определяется по максимальной сумме баллов по нескольким критериям (например, цена, сроки, отзывы по уже выполненным заказам, функциональные и качественные характеристики, расходы на эксплуатацию и ремонт, квалификация участников закупки). Эти критерии определяет заказчик и указывает в требованиях.
  • Запрос котировок. В нём главным критерием выбора победителя является цена. Ценовое предложение подаётся один раз до начала торгов. Значит, важно сразу же рассчитать самую низкую цену.

Кроме того, заказчик имеет право закупать некоторые виды товаров у единственного поставщика. Стать единственным поставщиком можно и в конкурентной закупке, если к моменту отбора победителя были отклонены все остальные заявки (или их просто не было). Тогда заказчик при согласовании с контролирующим органом может подписать контракт с единственным участником.

Пункт 5. Внесите обеспечение заявки для участия в электронном аукционе и конкурсе

От участников этих видов процедур госзаказчики требуют финансовую гарантию того, что победитель подпишет договор. Залог (денежные средства или банковская гарантия) составляет от 0,5 до 5% от начальной минимальной цены. Залог не возвращается только двум категориям участников:

  • участнику-победителю, если он отклонился от заключения контракта;
  • участнику, если в течение одного квартала вторые части его заявок трижды не соответствовали требованиям заказчиков.

Во всех остальных случаях залог возвращается.

Пункт 6. В установленный срок подайте заявку

В бумажном виде заявку нужно доставить заказчику в запечатанном конверте (курьером, почтой, лично). В электронном — загрузить через электронную торговую площадку (ЭТП), подписав электронной подписью.

Если вы участвуете в электронной процедуре, потребуется:

  • Получить в удостоверяющем центре электронную подпись. Для торгов используется неквалифицированная электронная подпись.
  • Настроить рабочее место. Уточните, как проводится настройка в удостоверяющем центре, выдавшем сертификат подписи.
  • Пройти аккредитацию на той ЭТП, где проводятся торги. Правила на каждой из них могут отличаться, поэтому с ними необходимо внимательно ознакомиться.
  • Отправить заявку в электронном виде на ЭТП.

Пункт 7. Не пропустите назначенное время конкурса

При проведении открытого конкурса или запроса котировок в определённый день собирается комиссия, которая вскрывает все конверты и определяет победителя. Отбор проходит по заявленным в закупочной документации критериям или по наименьшей предложенной цене. Любой участник имеет право присутствовать на вскрытии конвертов с заявками.

При проведении электронного аукциона вам нужно получить допуск на участие в нём. Это происходит после рассмотрения заказчиком первых частей заявки. После получения доступа в указанный день необходимо перейти в аукционный зал на электронной площадке, где проводится закупка, и подавать своё ценовое предложение.

Пункт 8. Дождитесь результатов

Вариант 1. Вы победили. В таком случае переходите к пункту 10.

Вариант 2. Вы не победили. Обязательно проведите анализ завершённой закупки. По результатам всех конкурентных процедур по федеральному закону № 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок или в специализированных сервисах публикуются итоговые протоколы (см. пункт 2). В них видно, кто стал победителем и с какой суммой контракта. Информация поможет понять, кто из конкурентов будет занят выполнением контракта на ближайшее время, и скорректировать ценовое предложение для участия в следующих закупках.

Вариант 3. Вы не победили, но заняли второе место. Не расслабляйтесь. Случается, что заказчик отклоняет заявку участника-победителя из-за несоответствия вторых частей заявок (в ней нет требуемых сертификатов или допусков). Это значит, что вы автоматически становитесь первым.

Абсолютно у всех участников тендера есть возможность обжаловать его результаты в Федеральной антимонопольной службе. Итоги закупки могут быть отменены, если жалоба будет признана обоснованной.

Пункт 9. При участии в аукционе или конкурсе внесите обеспечение контракта

По закону победитель этих процедур обязан внести финансовое обеспечение выполнения контракта, предоставив банковскую гарантию или перечислив денежный залог на счёт заказчика. Размер обеспечения — от 5 до 30% от начальной максимальной цены.

В начале марта 2015 года правительство РФ утвердило ряд условий, при которых заказчики имеют право не требовать обеспечения контракта. Постановление распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации и малый бизнес.

Пункт 10. Подпишите контракт

Победителю необходимо в определённый законодательством срок подписать контракт и при необходимости предоставить обеспечение его выполнения (см. пункт 9). Контракт подписывается на бумаге. Исключение составляет только электронный аукцион: в этом случае нужно подписать контракт электронной подписью в интерфейсе торговой площадки, на которой проводился аукцион.

Пункт 11. Выполните контракт и получите оплату

После того как обеспечение внесено и контракт подписан, остаётся самое главное — тщательно следить за ходом работ, сроками и качеством оказания услуг или поставки товара. После подписания акта выполненных работ поставщику оплачивается работа и возвращается обеспечение (если на этапе подписания контракта оно было предоставлено в виде денежных средств).

Если вы объективно оценили свои возможности и нашли интересные лоты, начинайте участвовать в госзакупках. Если ещё не уверены в своих силах, просто следите за рынком: изучайте новые закупки, цены участников-победителей. Даже если сегодня кажется, что шансов на победу нет, завтра всё может поменяться в вашу пользу: конкуренты будут заняты исполнением заказа, и ваше предложение станет выигрышным.