Техника мозгового штурма, или брейнсторма, была придумана рекламщиком Алексом Осборном в 1939 году. Впервые она упоминается в книге How to Think Up в 1942-м. Вот какое определение даёт этой технике Джеймс Манктелоу, CEO MindTools — компании, которая популяризирует технику как «способ креативного решения бизнес-проблем»:

Брейнсторм часто используется для того, чтобы вдохновлять команду на поиск оригинальных идей. В нашей компании брейнсторм проходит в виде ничем не ограниченного собрания, на котором лидер задаёт проблему, требующую решения. Участники собрания предлагают свои решения, и главное правило, которого придерживаются все, — не критиковать чужие слова.

Осборн считал идею мозгового штурма успешной. В качестве примера он приводил собрание Казначейства США, в рамках которого группа за 40 минут придумала 103 идеи, как продавать облигации. Большие корпорации вскоре внедрили технику среди своих подчинённых. К концу двадцатого столетия брейнсторм стал использоваться повсеместно, и сейчас уже ни у кого не возникает вопроса, что это такое.

Доказательства того, что брейнсторм работает, лежат на поверхности:

  1. Группа людей может придумать больше идей, чем один человек.
  2. Отсутствие критики благоприятнее сказывается на идее, чем её мгновенная оценка.

Однако далеко не все считают брейнсторм панацеей при создании новых идей:

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Стив Возняк

Техника брейнсторма основывается на том, что идея — это то, что важно. Однако идеи как семена: их огромное количество, но лишь некоторые из них прорастают во что-то стоящее. Идея также редко бывает оригинальной. Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей.

Это происходит потому, что идеи рождаются не из скачков, а из небольших шагов. Учёные Уильям Огбурн и Дороти Томас изучали этот феномен и обнаружили, что 148 больших идей пришли к нескольким людям одновременно. И чем дольше продолжалось это исследование, тем больше становился этот список.

Поэтому брейнсторм не работает. Придумать идею не значит быть креативным. Креативность предполагает не вдохновение, а создание чего-либо. У всех нас есть идеи, но лишь некоторые делают шаги для воплощения их в реальность.