О лидерских качествах Джобса написана не одна книга, а его опыт берут на вооружение руководители и бизнесмены по всему миру. При этом почти все закрывают глаза на неудачные поступки и решения Стива. Но, прежде чем стать легендарным предпринимателем, он много раз ошибался и набил немало шишек.

Apple (1976–1985)

Стив Джобс и Джон Скалли
Стив Джобс и Джон Скалли.
  • Джобс ошибся с Lisa и Macintosh, первая версия которого провалилась. Несмотря на блестящее продвижение и руководство командой по разработке, последняя произвела нежизнеспособный на момент запуска продукт.
  • Ошибкой стало также решение нанять Джона Скалли, разногласия с которым возникли на этапе запуска Macintosh. Через какое-то время споры переросли в борьбу за власть, и вскоре Стив покинул Apple.
  • Джобс использовал неправильный подход к своим подчиненным, включая всех менеджеров вплоть до Скалли, был слишком резок в обмене мнениями, а порой просто невыносим.
  • Он ошибся, поставив программное обеспечение выше аппаратного на ранних стадиях развития индустрии персональных компьютеров.

NeXT (1985–1996)

Стив и первая команда NeXT на одной из встреч в Пало-Альто
Стив и первая команда NeXT на одной из встреч в Пало-Альто.
  • Джобс удачно нанял Эви Теваняна и угадал с потенциалом рынка, но ошибся во времени. Ниша была занята. Стиву удалось отвоевать ее, но потом он снова ее потерял. Похвастаться постоянным успехом в корпоративном сегменте он, к сожалению, не мог.
  • Потом был ряд ошибок в управлении бизнесом, среди которых отказ от сотрудничества с IBM и другими ключевыми партнерами.
  • В плюсы можно записать успешную продажу NeXT Apple, но на самом деле роль Стива в этом ограничивалась ведением переговоров.

Pixar (1986–2006)

Стив и креативная группа на фоне постера «В поисках Немо»
Стив и креативная группа на фоне постера к фильму «В поисках Немо».
  • Покупка Pixar была ошибкой, и Джобс со временем признал это. Студия высасывала деньги год за годом, пока не был заключен контракт с Disney на не самых выгодных для Pixar условиях. В конечном счете студия была продана Disney, а Джобс стал самым крупным акционером кинокомпании.
  • Стив пытался наладить в Pixar продажи программного и аппаратного обеспечения для 3D-дизайна, которое компания разрабатывала наряду с созданием фильмов. Это тоже было ошибкой, поскольку массовый рынок не нуждался в инструментах трехмерного моделирования. Даже снижение цены со 125 до 30 тысяч долларов не смогло изменить ситуацию.
  • Невмешательство Джобса в корпоративную культуру Pixar и принятый управленческий стиль можно записать в плюсы, если бы не то, что это было всего лишь частью соглашения с Эдом Кэтмеллом.

Надо сказать, Стив не ошибся, ведя переговоры с Disney во всех трех случаях: первый контракт был очень невыгодным, второй — отличным, а третьим стала продажа Pixar. Несмотря на то, что многое зависело от Лассетера и Кэтмелла, Джобс извлек из второго соглашения с Disney больше, чем кто-либо другой. Это был один из сильнейших ходов за всю его жизнь.

Еще одна заслуга Стива в Pixar — это то, что он способствовал отставке Майкла Айснера из Disney и наладил отношения с Бобом Айгером, который впоследствии и принял решение о покупке Pixar, заменив Айснера на посту главы Disney.

Apple (1997–2011)

Джобс на презентации iMac в 1998-м
Джобс на презентации iMac в 1998 году.

В Apple Джобс принял множество важных решений и взял на себя ответственность за риски, сполна поплатившись в большинстве случаев. Многие из его провальных решений, кажущихся сегодня очевидными ошибками, на то время были разумными. Да, Стив был против идеи сторонних приложений для iPhone, но ведь смартфон был инновационным продуктом, не похожим на то, что делали Nokia и Rim.

Однако на каждое мелкое решение, где он был в той или иной степени настойчивым, приходилось по 4–5 решений, в которых он мог намертво держаться того, что для других было бы невозможным. На этом жизненном этапе он был лучшим руководителем, коллегой и надежным человеком, чем когда-либо раньше.

Он оставался напористым и беспощадным, но только в отношении тех вещей, которые шли на пользу Apple. От его блестящего хода с привлечением $150 млн инвестиций Microsoft и поддержки Windows на Mac до сворачивания разработки его самых любимых продуктов, потому что они не вписывались в его видение будущего компании.

Его второй срок на посту главы Apple — эталонный пример, на который другие технологические CEO будут равняться еще не одно десятилетие. Но все это далось Стиву ценой немалого количества ошибок, без которых он просто не достиг бы всего того, чего смог достичь.

via