Известный аналитический ресурс в области мобильных платежей PYMNTS.com со ссылкой на исследования Kantar Worldpanel посчитал реальное число пользователей платежной технологии Apple Pay в США. Их оказалось около 600 000 человек. Это люди, которые регулярно используют Apple Pay. Всего же в США на данный момент около 14 миллионов потенциальных пользователей Apple Pay. Развитие платежной системы Apple сдерживает отсутствие терминалов бесконтактной оплаты.

Для нас эти цифры имеют лишь познавательное значение, так как Apple Pay в России не работает и возможно, что эта технология придет к нам с большой задержкой, как то было в случае с голосовым помощником Siri.

«МакРадар» обратился к эксперту, генеральному директору сервиса мобильных платежей Pay-Me Владимиру Канину и обсудил с ним перспективы Apple Pay в России.

— Как регулирует российское законодательство работу платежных систем, таких как Apple Pay?

— Юмор в том, что Apple Pay не регулируется российским законодательством, потому что Apple Pay не является платежной системой с точки зрения наших законов. Это технологическая платформа, которая имеет отношение к платежам. Конечно, она подается в США в терминах «платежная система», потому что у нее есть все признаки платежной системы, кроме эмиссии карт. Но у нас — нет. Это, скорее, один из технических методов бесконтактной оплаты. Кстати, совсем недавно Минкомсвязи приняло правила использования NFC в России.

— Apple Pay встраивается в Национальную систему платежных карт?

— Технологических препятствий нет. Коллеги из НСПК трудятся не покладая рук, переводя все транзакции в новую схему. Совсем недавно, 27 мая, к НСПK подключилась Visa. Когда НСПК скажет, что может обрабатывать бесконтактные платежи, то следующим шагом будет подключение PayPass, payWave, а затем уже и Apple Pay. Но у нас все еще очень мало точек, где можно платить бесконтактным способом. Уверяю вас, Apple знает точное количество POS-терминалов в России, которые способны работать с Apple Pay, и не придет, пока не появится инфраструктура. У нас пять POS-терминалов на 1000 человек населения, что в разы меньше, чем в Европе.

Экосистема Apple Pay. Источник: PYMNTS.com
Экосистема Apple Pay. Источник: PYMNTS.com.

— Какова выгода использования Apple Pay для продавцов?

— Выгода колоссальная. И Apple здесь ничего нового не изобрела, но, как всегда, все сделала намного проще и удобнее. Я плачу PayPass — бесконтактным способом — регулярно, и чем больше будет таких точек оплаты, тем проще. Не нужно будет доставать карточку из кошелька. Здесь та же самая история, только телефон у нас с вами в руках. Поэтому Apple Pay, как и другие бесконтактные способы, — это технологии, которые сокращают по времени процедуру оплаты. Это очень выгодно для продавцов, у которых большая проходимость. Предприятия быстрого питания, транспорт, супермаркеты. Поднес руку и расплатился.

— А покупателям выгодно использование Apple Pay?

— Для покупателей к скорости платежа еще добавляется безопасность и скидки. Например, можно настроить бесконтактный платеж так, что в транспорте ты расплачиваешься той картой, которая дает скидки на поездку. В магазине — той, которая дает скидку на покупки. А так как все карты в смартфоне, то все происходит на лету.

— Чем отличается Apple Pay от Samsung Pay и Android Pay?

— Принципиальных отличий нет. Во всех системах пластиковая карта привязывается к смартфону, и потом идут бесконтактные платежи. Нам, как провайдерам платежных решений, без разницы, на какой ОС работает смартфон. Мы же не будем говорить, что вот если у тебя iOS, то мы платеж примем, а у Android не примем.

currentc

— Мы с вами обсудили выгоды использования Apple Pay для продавцов и покупателей. Тем не менее крупнейшие торговые сети США, такие как Best Buy, Wal-Mart, создают свою платежную систему — CurrentС. Зачем?

— Для мелкого магазина присоединиться к Apple Pay — правильная стратегия. Но аудитория у Best Buy, Wal-Mart — десятки миллионов покупателей. Создавая свою «внутреннюю платежную систему», которая, кстати, будет работать только в магазинах Best Buy и Wal-Mart, они не будут отдавать транзакционную комиссию Apple или Visa. В их масштабах это сотни миллионов долларов. Подход, который демонстрирует Best Buy и Wal-Mart, давно и хорошо известен и называется Сlosed-Loops. Все деньги, включая комиссии с платежей, они хотят оставить себе по максимуму.

— К январю 2016 года все торговые точки США должны обновить терминалы для приема платежей, а это около 9 миллионов терминалов. Если пофантазировать, то какую долю Apple могла бы занять с Apple Pay?

— Вы не упомянули важную деталь. Речь идет об обновлении парка терминалов для приема карт с чипами. Требование регулятора звучит следующим образом: «Все терминалы с 2016 года обязаны принимать карты с чипом». Нет обязательного требования принимать бесконтактные платежи. Я не знаю, какое влияние окажет смена парка платежных терминалов в США на Apple Pay, но я недавно вернулся из США и знаю, что большинство крупных мерчантов, не дожидаясь требования по бесконтакту, заказывают терминалы с возможностью принимать бесконтактные платежи. И вот тут Apple Pay, конечно, получает мощную поддержку инфраструктуры. Я думаю, что не менее 50% торговых точек США смогут принимать бесконтактные платежи и Apple Pay вырастет в разы.

В среду, 27 мая, газета The New York Times опубликовала статью о соперничестве Apple и Google в сфере мобильных платежей. В статье говорится, что 8 июня, на WWDC, Apple объявит об изменениях в Apple Pay. По словам источников газеты, в Apple Pay появится «система вознаграждений»: за каждую транзакцию через Apple Pay пользователь получит некие бонусы. Система вознаграждений за лояльность широко используется банками всего мира. Например, крупнейший банк России, Сбербанк, уже давно использует программу «Спасибо от Сбербанка», где пользователь получает бонусы за каждую покупку по карте, а затем обменивает их на скидки в организациях-партнерах Сбербанка. Возможно, что-то похожее готовит Apple. Например, Apple Thank.