Все мы на работе решаем задачи. Их всегда много, а времени на их решение всегда мало. Поэтому мы пытаемся принимать решения как можно быстрее. Важные и не важные вопросы решаются по одной и той же модели:

задача → поиск первого приемлемого решения → реализация.

Человек с неразвитым креативным мышлением, столкнувшись с задачей, выбирает первое, что пришло на ум. Другие возможные способы решения задачи остаются за бортом — нам некогда подумать «вширь» и набросать варианты.

Том Халме из компании IDEO (родоначальника принципов дизайн-мышления) объясняет правила креативного мышления
Том Халме из компании IDEO (родоначальника принципов дизайн-мышления) объясняет правила креативного мышления

Проблема в том, что самый очевидный способ решения задачи почти всегда не самый эффективный. С большой вероятностью лучшее решение лежит среди тех, о которых мы не успели подумать.

Человек с развитыми навыками креативности действует по другой модели.

→ Выделяет важную задачу

Идея не в том, чтобы больше времени тратить на решение любой задачи — так мы будем дольше думать, чем действовать. Идея в том, чтобы время, потраченное на решение задачи, было пропорционально её важности.

→ Думает вширь

Для решения важной задачи нужно сначала накидать множество вариантов решений, а не останавливаться на первом, что пришло в голову.

→ Сужает выбор

Включить в себе редактора, покритиковать каждую идею и выбрать из них лучшую (сузить выбор).

→ Действует

Важно иметь решимость действовать согласно выбранному пути, даже если дорожка ещё не протоптана. По определению, новые решения реализовывать страшнее, чем повторять старые.

В дизайн-мышлении это называется дивергентным и конвергентным мышлением.

Иллюстрация эффективной модели принятия решений из книги«Дизайн-мышление в бизнесе» правила креативного мышления
Иллюстрация эффективной модели принятия решений из книги «Дизайн-мышление в бизнесе»

В результате человек с развитой способностью творчески мыслить (то есть креативностью) почти всегда принимает более качественные решения, чем человек, который так мыслить не умеет.

Проблема в том, что мало кто до конца понимает, как развивать креативность.

Рисование и танцы здесь не помогут, это другая креативность. Две дельные книжки — «Рисовый штурм» и «Разрыв шаблона». Обе о креативности в разрезе того, как вы можете применить её в работе. В первой книге больше упражнений и приёмов, во второй — кейсов.

«Рисовый штурм» на Amazon сравнивают со швейцарским ножом — сборник основных техник креативности, которые всегда под рукой. «Разрыв шаблона» Денис Каплунов назвал swipe-book примеров и кейсов по креативному решению проблем. То есть это книга, которую можно читать с любого места и, вдохновляясь примерами, примерять их на себя.

Дальше расскажу чуть подробнее о каждой из книг.

Первая книга о креативности — «Рисовый штурм»

В оригинале — знаменитая Thinkertoys с самой полной подборкой техник брейншторминга. Книга известная, вы могли видеть её обложку в оригинале, она примелькалась в Рунете во многих подборках. Такой она вышла на русском в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

71wq1DE8oXL (2) 

Книга написана Майклом Микалко, офицером американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Автор собрал 22 приёма, по одному на каждую главу, которые научат находить нестандартные решения.

Книга написана в формате «исчерпывающего пособия». Если вы вообще не сталкивались с темой, читайте всё, включая описание работы левого и правого полушария и базовые правила ведения мозгового штурма и постановки задач. Если знакомы, сразу переходите к приёмам креативности. Несколько примеров.

  • Гремучие змеи и розы. Техника: аналогии
    Как использовать личные, прямые, символические и воображаемые аналогии для генерации идей.
  • Цветок лотоса. Техника: диаграммное изображение
    Как схематически изобразить препятствия и затем использовать их, чтобы достичь своей цели.
  • Феникс. Техника: постановка вопросов
    Как использовать список вопросов (предложенный в своё время ЦРУ), чтобы направить свои мысли в нужное русло.

Вторая книга о креативности — «Разрыв шаблона»

Автор — Тина Силиг, профессор Стэнфордского университета (преподаёт предпринимательство), она же доктор наук, невролог. Её книга о креативности — без картинок и схем. Она текстовая, со множеством кейсов.

71wq1DE8oXL (1)23 71wq1DE8oXL (1)45

Прочтите очень маленький отрывок из книги (примерно так Тина Силиг мотивирует вас развивать креативность):

Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий.

 

До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновлённое одним-единственным словом.

 

Для этого экзамена не существовало правильных решений. Тем не менее ответ каждого соискателя позволял оценить, сколько он знает и способен ли к творчеству. «Оглашение этого слова вызывало ажиотаж. Говорят, каждый год в ожидании новостей у стен колледжа собирались и те, кто не поступал в него», — цитирует The New York Times оксфордского профессора.

 

Этот пример подтверждает, что абсолютно всё — каждое слово — даёт вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полёт фантазии. Большинство не используют этот тип творчества: мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить своё мастерство. На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески.

Итого

Развивайте креативность, даже если вам кажется, что ваша профессия совсем не творческая. Это поможет вам принимать более качественные решения.

Для развития креативного мышления читайте книги:

  1. «Рисовый штурм» — «швейцарский нож» с упражнениями и приёмами.
  2. «Разрыв шаблона» — сборник кейсов применения творческого мышления в работе.

Предложение для тех, кто успел: скидка 50% на эти и другие книги

16, 17 и 18 июня 2015 года все электронные книги по саморазвитию издательства «Манн, Иванов и Фербер», в том числе «Рисовый штурм» и «Разрыв шаблона», можно купить за полцены по промокоду NACHNI.

Все подробности на сайте издательства