Первая версия приложения ParkApp была провальной. Возможно, потому что делали его без опоры на бизнес-модель, скорее как развлечение. Многое изменилось с приходом профильного инвестора. Теперь сооснователи строят, как принято говорить, «ярдовую» компанию. Между этими двумя состояниями — месяцы тяжелого труда, сомнений и желания все бросить. «МакРадар» попросил сооснователя ParkApp Евгения Либерманна рассказать о том, как все начиналось и что ждет приложение в будущем.

Park App — это ваше первое приложение, или были еще?

Это самое первое приложение.

Вы раньше занимались робототехникой. Почему ушли из этой перспективной отрасли в создание приложений для iPhone/iPad?

Отрасль робототехники на самом деле очень перспективная, но дорогая. Сейчас идет уклон в беспилотные летательные системы, а мне это не так интересно, как в случае с антропоморфными роботами и системами интеллектуального машинного зрения. И я решил, что раз отрасль робототехники требует серьезных финансовых вложений, временных и интеллектуальных затрат, то я вернусь тогда, когда появятся готовые решения — различные узлы, датчики, сервоприводы, гироскопы, энкодеры и так далее, и я смогу приобрести их как готовые решения, а не разрабатывать все с нуля. Кроме того, я убежден в том, что в России робототехника будет востребована только в государственных силовых структурах, а мне интересно именно гражданское направление. Для этого надо переезжать на Запад, но я пока не готов. Я думаю, время робототехники придет через 10 лет, не раньше. А пока я стал заниматься тем, что требует немедленного решения — в частности, проблема парковок в Москве.

У вас в базе данных десять тысяч бесплатных парковочных мест. Как вы составляли эту базу? Может быть, купили?

Нет, мы ничего не покупали. Это был самый что ни на есть ручной и «ножной» труд. Пришлось полгода ездить и бегать по центру Москвы, а когда муниципалитет расширил платные парковки до Третьего транспортного кольца, то бегать и ездить пришлось в 3–4 раза больше. Ходили, отмечали бесплатные парковки, проводили опросы водителей и консультации с сотрудниками ДПС, чтобы на 100% быть уверенными, что этот участок улицы бесплатный. И так далее. Вот так мы и сделали базу.

Screen Shot 2015-07-17 at 16.55.46

А как поддерживаете базу в актуальном состоянии?

У нас есть команда, которая периодически занимается проверкой парковок из базы. Мы им оплачиваем работу. Я часто проверяю парковки, которые сам вносил в базу. В приложении также есть социальная составляющая, и это эффективный способ поддерживать базу в актуальном состоянии. Водители могут ставить лайки и оставлять комментарии о парковках. Бывает, что водители сами сообщают, что вот на этой парковке вчера еще было все нормально, а теперь установили шлагбаум и туда уже не поставишь машину. Мы убираем такие парковки из базы.

Насколько оказалась в итоге полезной социальная составляющая? Я не понимаю, о чем мне говорить, например, с Наташей Белочкой или Вовой Теплым Пончиком. Кто все эти люди, как говорится…

Чаты и обмен фото мы сделали по просьбе водителей. Когда самый первый ParkApp только вышел в App Store, его единственной функцией была возможность оставлять на карте метку с парковкой и временем, на которое вы припарковались. И другой водитель понимал, что вот где-то здесь есть автомобиль, который сейчас уедет. Но действительно ли это так? И водители нам писали: сделайте мессенджер, дайте возможность пообщаться, обменяться фото. Сделали и еще добавили возможность отправки стикеров. Это действительно работает, люди много общаются. И у нас высокий DAU (15% от общего количества пользователей).

Расскажите о «начинке» приложения. Там есть некий «интегральный модуль», который самостоятельно определяет, когда человек еще только собирается уехать, но еще не уехал, а приложение уже показывает, что парковка вот-вот освободится. Вы случайно создали «искуственный интеллект»?

Я сейчас постараюсь рассказать, как это работает, не раскрывая наше ноу-хау. Действительно, мы используем адаптивный алгоритм, который понимает поведение пользователя, даже если телефон лежит в сумке или кармане. Самое главное — это не закрывать ParkApp, «выбрасывая» его свайпом вверх. Оно должно оставаться в свернутом виде. Когда выйдет iOS 9, то алгоритм будет работать и с закрытым приложением. Сейчас алгоритм ежесекундно рассчитывает интеграл кинетического уравнения, и мы понимаем, когда водитель припарковался и когда только еще готовится уезжать. ParkApp — это единая система, которая собирает данные со всех датчиков, встроенных в iPhone, агрегирует их и преподносит в виде понятного интерфейса. Этот модуль нами протестирован и срабатывает в 100% случаев.

У вас есть инвестор. Получается, что вы создаете приложение на деньги инвестора, а не на свои. Вы сами не верите в свое приложение?

Приложение было создано своими руками, за свой счет и на свой риск. Ведь все началось не тогда, когда пришел инвестор, а когда появилась идея. Мы с моим приятелем Михаилом Щегловым потратили свои деньги, набили шишки, получили фидбек от первых пользователей. Мы испытывали определенные романтические иллюзии от нового приложения, от инвестиционных перспектив и так далее, но мы ничего не получили в первые полтора года. Первая версия приложения была слабой, и я считаю, что если бы мы получили деньги инвестора в тот момент, то они были бы потрачены впустую. Вторую версию ParkApp мы сделали на свои деньги на 60%, другую часть в нас вложил фонд ФРИИ. И только потом мы нашли инвестора.

Сооснователи ParkApp Михаил Щеглов (слева) и Евгений Либерманн.
Сооснователи ParkApp Михаил Щеглов (слева) и Евгений Либерманн.

Вам наверняка знакомо выражение Smart Money. На что идут деньги инвестора ParkApp?

Наш инвестор больше бизнес-ангел, так как он зашел в проект, когда еще не было продаж. Smart Money был одним из критериев, по которым мы отбирали инвестора. Нам несказанно повезло, что в итоге им оказался главный поставщик паркоматов в России, предприниматель Алексей Менн. Он привнес в проект экспертизу по парковочному пространству, научил выстраивать партнерские отношения, в том числе — с органами государственной власти, и так далее.

Вы на приложении уже что-то зарабатываете или сидите без прибыли?

И да, и нет. Мы изначально планировали зарабатывать на in app purchases, и продажи были в целом неплохие. Но сейчас мы полностью отменяем все встроенные покупки, и уже со следующего обновления все возможности ParkApp будут бесплатными. Зачем мы это делаем? В первую очередь мы хотим показать нашему будущему инвестору, который придет на раунд А, что мы не гонимся за мелкой прибылью, а стремимся нарастить пользовательскую массу, получить социальный капитал. Если бы WhatsApp оценивали по его прибыли, то его купили бы за 100 миллионов долларов, а не за 19 миллиардов. WhatsApp оценили именно по социальному капиталу.

Какими вы видите себя через 2–3 года?

Практически на каждый мегаполис мира есть свое парковочное приложение. Их много, и они все действуют на очень маленьких территориях внутри города. Например, приложение только по частным подземным стоянкам Нью-Йорка. Агрегировать все это во что-то единое еще ни у кого не получилось. Поэтому мы себя через 2–3 года видим как универсальное приложение, которое приходит на ум при слове «парковка». Когда я приезжаю в Лондон, при слове «такси» мне в голову в первую очередь приходят Uber и Gett. Точно так же мы хотим добиться, чтобы человек не задумывался о том, какое парковочное приложение скачать в Лондоне, Нью-Йорке и других мегаполисах, а скачивал ParkApp.

Ну что ж, покорение мира всегда было и будет захватывающей задачей. Желаю вам успехов.