Знание иностранных языков, которым сегодня не удивишь ни одного фрилансера, позволяет начать работу с зарубежными заказчиками чуть ли не с первых дней свободного полёта. Что говорить о тех, кто работает и путешествует. Но, оформляя бумаги и документы, можно и забыть, что ты, вообще-то, разработчик. Разобраться с банками и не потерять ни денег, ни времени, вполне реально, если выполнить два условия: легализовать бизнес и найти банк, работающий по современным стандартам.

Регистрируем ИП

Работать как физическое лицо, возможно, привычнее. Открытие ИП подразумевает возню с документами, ежегодную отчётность в налоговой и выплату обязательных социальных взносов. Но, если вы работаете с заграничными партнёрами, счёт, открытый на физлицо, может принести гораздо больше сложностей, чем счёт индивидуального предпринимателя.

Во-первых, банк всегда видит средства, пришедшие на ваш счёт из-за границы. Регулярные поступления от организаций могут привлечь к себе внимание, и вы можете попасть под подозрение в незаконном предпринимательстве.

Во-вторых, если вы много времени проводите за границей, ваш подоходный налог может вырасти с 13% от доходов до 35% — в том случае, если вас признают нерезидентом РФ. У ИП такого вопроса не возникает, а по упрощённой системе налогообложения от дохода придётся отдать всего 6%.

В-третьих, легализация поможет и в работе с заказчиками внутри страны. Договорные отношения с ИП могут быть проще, так как заказчик не будет выступать налоговым агентом. Да и репутация у фрилансера, работающего официально, будет надёжнее.

Открываем счёт в российском банке

Для операций с валютой нужно открыть два счёта для ИП в российском банке. Почему не в иностранном? Потому что валютные сделки с иностранными счетами ИП могут проводить только в ограниченном объёме. Кстати, физические лица тоже. А любые операции с иностранными компаниями — это валютные операции (да-да, в рублях тоже). И даже то, что вы получили на счёт в иностранном банке, можно использовать, только если вы, например, открыли своё представительство за границей.

При выборе банка обратите внимание на стоимость обслуживания, на удобство интернет-банка и на возможность подавать документы в электронной форме. Ведь вы решили стать фрилансером не для того, чтобы стоять в очереди к операционисту.

Что ещё учесть при выборе банка? Время его работы. Очень многие процессы, связанные с переводом денег, зависят от точных дат поступления средств на счёт. И важно следить, чтобы время вашей работы совпадало с временем работы банка. Если любите перемещаться, ищите организации, которые осуществляют переводы круглосуточно.

Когда вы открываете валютный счёт, автоматически создаются текущий и транзитный счета. Транзитный счёт нужен, чтобы банк мог определить источник поступления средств. Всё, что платит иностранный заказчик за вашу работу, будет приходить именно туда. При этом для использования заработанного вам нужен текущий счёт.

Внимание: наличная валюта и ИП несовместимы в соответствии с современным законодательством. То есть если у вас есть ИП, то пачки долларов у вас быть не может. Все расчёты в валюте будут безналичными, а для операций по зачислению уже имеющейся налички лучше использовать свой счёт физического лица, а дальше перевести валюту на свой счёт ИП.

Переводим деньги на текущий счёт

Чтобы перевести деньги с транзитного счёта на текущий, нужно знать несколько тонкостей. Вы должны сами отслеживать пополнение счёта (или с помощью адекватной службы оповещений в интернет-банке получить уведомление об этом). А затем ваша задача — обоснование денег и их вывод. Несмотря на то что деньги ваши, за задержку с предоставлением бумаг можно, опять же, получить штраф. Чтобы кровно заработанных не лишиться, нужно подать в банк следующие документы:

  • Контракт или договор. Сюда же относится оферта (если вы разрабатываете для App Store, например).
  • Счёт.
  • Акт выполненных работ (хотя во многих государствах нет практики подписания актов и заказчики не знают, что это за документ).
  • Распоряжение о списании валюты с транзитного счёта.
  • Справка о валютных операциях.
  • Паспорт сделки (если сумма перевода больше 50 тысяч долларов). Эта обязанность полностью ложится на ваши плечи, и хотя ради такой суммы можно и разобраться в бумагах, лучше сразу присмотреть банк, который сделает вам паспорт.

Сложность № 1: всё перечисленное должно быть переведено на русский язык, вне зависимости от количества страниц в бумагах.

Сложность № 2: документы предоставляются в течение 15 дней с момента зачисления денег на транзитный счёт. Что будет, если этого не сделать? Конечно же, штраф.

Сложность № 3: банк все эти документы действительно читает. И если по условиям договора вы должны были получить деньги в определённый срок после подписания акта, но не получили, то вас ждёт… как вы угадали, что штраф?

Когда документы поданы, деньги переведены, обменный курс предоставлен, можно пользоваться вашей зарплатой.

Выбираем удобный банк

Если после прочтения этой статьи у вас появилось острое желание нанять бухгалтера и юриста, только бы не видеть этих банковских бумажек, не спешите. Ещё один специалист — это дополнительное звено в цепочке «вы — банк — заказчик», которое повышается шансы на сбой и ошибку.

Уже появились банки, которые перестроили работу и отказались от подхода «собери 20 бумажек и получи штраф за 21-ю». Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report составило рейтинг качества обслуживания малого бизнеса Business Internet Banking Rank 2015. На примере лидера списка, банковского сервиса для предпринимателей «Точка» (филиал «Бизнес Онлайн» Ханты-Мансийского банка «Открытие»), можно увидеть, что предприниматели и фрилансеры понимают под качественной работой банка.

В «Точке» поняли, что иногда проще всё сделать самим, чем объяснять клиенту, где он забыл запятую. Это не значит, что вам не расскажут, если вы спросите. Зато точно помогут, если не успеваете разобраться в хитросплетениях закона самостоятельно.

Например, сотрудники банка сами знают иностранные языки и не требуют переводов документов. В частности, с многостраничными офертами они давно знакомы — через «Точку» работают многие фрилансеры.

«Точка» принимает электронные документы, работает круглосуточно и не передаёт клиентам обязанность делать все технические документы самостоятельно. То есть справки о валютной операции, распоряжение о переводе средств, паспорт сделки — это обязанность банка, от вас потребуется только заверение документов.

точка

Также можно договориться, чтобы банк оформил счёт и подготовил акт выполненных работ в том виде, который будет понятен зарубежному заказчику.

Поскольку «Точка» не любит возиться со штрафами, вы всегда будете вовремя получать уведомления и напоминания о том, что нужно сделать здесь и сейчас.

точка

В итоге вы законно занимаетесь своим делом, не задумываясь о минусах легализации и не превращаясь в банковского специалиста. Сравните и работайте спокойно.