На днях компания Fitbit — производитель популярных фитнес-трекеров — опубликовала отчет прошедшего финансового квартала. Компания реализовала 4,5 миллиона устройств, увеличив показатели на 235% в сравнении с прошлым годом. Единственная цифра, которой нет в отчетности, — число активных пользователей. Редакция «МакРадара» разобралась в том, что не так с носимыми фитнес-браслетами и обречены ли они на вымирание.

По словам основателя Fitbit Джеймса Парка, данные о пользователях компания опубликует в своем годовом итоговом отчете. Обнадеживает ли это? Скорее, делает вопрос долгосрочного использования гаджетов еще актуальнее.

За время существования носимой фитнес-техники информация об их использовании успела стать поводом для анекдотов. Вы покупаете Fitbit, Jawbone или Samsung Gear, пользуетесь некоторое время, а потом отправляете на вечный покой где-то в ящике стола. Шутки шутками, но, согласно данным исследовательского агентства Endeavour, треть владельцев умных носимых гаджетов перестает использовать эти устройства уже спустя шесть месяцев после покупки.

За более точными данными обращаемся к той же Fitbit, которая вместе со статусом полноценной компании получила обязанность регулярно публиковать отчетности. Тот факт, что компания стала одним из немногих прибыльных известных стартапов Кремниевой долины, практически отвлек от того, что из 19 миллионов пользователей системы всего 9,5 миллиона активных. Последующие цифры еще раз подтвердили догадки: 10,9 и 6,7 миллиона соответственно.

В компании даже придумали новый термин: Paid Active Users. Это категория включает как пользователей, которые платят за Fitbit Premium или FitStar, так и тех, кто прошел 100 шагов с браслетом или однажды связал его с домашними напольными весами. Довольно неточное определение активного пользователя, согласитесь.

Уровень вовлеченности — это не то, что движет бизнесом.

Это цитата Джеймса Парка в интервью изданию The Verge. Но, даже несмотря на это заявление, он надеется на улучшение показателей со временем. «Показатели фитнес-браслетов стоит сравнивать в контексте аналогичной статистики членств в фитнес-клубах или покупок спортивного оборудования домой», — заявил Джеймс.

Хорошо, показатели отказов от членств в спортзалы уже который год держатся на уровне 80%, неужели ситуация с браслетами аналогичная? Справедливости ради, этот вопрос касается не только Fitbit, но и целой ниши носимой техники. Jawbone, Polar, Misfit — эти и другие менее популярные производители придумывают свои определения «активным пользователям» и «вовлеченности» или же просто скрывают эти данные.

Jawbone, со своей небольшой долей на рынке фитнес-трекеров, утверждает, что им удалось зафиксировать коэффициент удержания клиентов на уровне 80%. Это пользователи с несколькими друзьями внутри сервиса, которые отправляют данные с браслета в сторонние программы и открывают приложение трижды в день, или 20 раз в неделю. Сколько всего таких активных пользователей? Никто не знает.

Найти решение этой проблемы пока не удалось. Одни сетуют на нехватку точности гаджетов, другие — на фрагментацию, при которой, к примеру, умные весы обмениваются данными лишь с конкретным приложением и не работают с серверной составляющей другого. Третьи вовсе считают, что Apple Watch и подобные умные часы вытеснят браслеты из этой ниши. В любом случае, если бы количество активных пользователей было велико, производители первыми написали бы об этом на страницах своих продуктов. Пока этого не происходит, а реальные цифры скрываются или искажаются, истории о гаджетах, к которым теряешь интерес через несколько месяцев, остаются горькой правдой.