Сразу хочу сказать, что эта статья не является научным докладом, основанным на эмпирических исследованиях. В Сети достаточно сообщений о научных исследованиях, интерпретации которых часто доказывают диаметрально противоположные утверждения. Так что каждый может подобрать исследование, подтверждающее его точку зрения, и не замечать других. Это замкнутый круг.

Вместо этого я предлагаю всем нам проанализировать собственный опыт и попытаться сделать вывод. Согласитесь, ведь человеку, согнувшемуся над унитазом, не нужны научные исследования, чтобы понять, как опасно есть несвежие продукты.

Игра с красной точкой

Для начала давайте разберёмся, что же такое компьютерная игра. Грубо говоря, компьютерная игра — это контроль человека над цветом некоторых пикселей на экране и попытка влияния через этот контроль на цвет других пикселей.

Скорее всего, вы забавлялись сами или видели, как другие забавляются с кошкой при помощи лазерной указки. Сложно сказать, что происходит в голове у животного в этот момент, но по сути это мало чем отличается от человека, занятого в компьютерной игре.

Да, мы разумнее кошки, и поэтому нам мало одной красной точки — у нас их несколько миллионов, и притом разных цветов.

И для нас неважно, понимает ли кошка, что её дурачат, и просто развлекается или воспринимает всё серьёзно. Главный вопрос: понимает ли игрок, что цветные точки — это всего лишь игра, или воспринимает всё более серьёзно, а значит, меняется сильнее, но незаметнее для самого себя, чем ему на самом деле хотелось.

Иллюзия развития

В последнее время всё чаще встречаю мнение, что компьютерные игры способствуют развитию умений и навыков человека. Но здесь не всё так просто, как может показаться. Есть разные исследования и размышления, доказывающие как вред, так и пользу компьютерных игр. Но пока ни одно исследование, с которым я знаком, говорящее о пользе, не показало, как она проявляется в реальном мире. Даже физический труд даёт больше в этом плане.

Улучшилась реакция? Какая именно? Общая или реакция пальцев рук на происходящее на экране? Если второе, то какая от этого польза в реальной жизни? А информация о работе нашего мозга и возникновении нейронных путей говорит о том, что в этом случае более вероятен второй вариант.

Улучшилось стратегическое мышление или коммуникативные навыки? Что бы мы ни говорили, ни одна игра не имеет такого разнообразия вариантов выбора и взаимодействия, как реальная жизнь. А значит, компьютерные игры ограничивают своими рамками наши навыки и способность творчески мыслить и делают мышление туннельным.

Есть и другая точка зрения: компьютерные игры — это всего лишь вид развлечения, и никакого серьёзного влияния на игрока оказать они не могут.

Иллюзия «невоздействия», или Парадокс влияния

Но я из собственного опыта знаю, как геймеры любят делиться весёлыми историями о глюках в реальности. Разбилась кружка? Какая первая мысль? «Опс, надо было сохраниться». И только потом приходит в голову, что это реальность, а не игра. А вот несколько примеров из моего прошлого.

Однажды я шёл по своим делам, со своими мыслями. И какой-то маркетер из компьютерного павильона на всю мощь дал в колонки: «Сталкер свободной зоны! Вступай в ряды „Долга“!» Меня передёрнуло, я начал оглядываться по сторонам и мысленно нащупывать АК-47. Это было секунду, но было очень реально!

А ещё, когда случалось подходить к заброшенному полуразрушенному зданию, возникало чувство опасности, хотелось прижаться к стене возле дверного проёма и украдкой заглянуть внутрь. Хотя был ясный солнечный день, вокруг были люди и я точно знал, что внутри безопасно. Это чувство тоже возникало на секунду, но оно было, и я это замечал.

Таких историй я могу рассказать на десяток выпусков «Ералаша». И каждый геймер может посостязаться со мной в их количестве. Как я уже сказал, геймеры любят делиться подобными историями. А ещё они любят отрицать неосознанное влияние игр на их модели поведения, личность и нравственный выбор.

Суть парадокса

Зная обо всех глюках в реальности, сложно согласиться, что влияние ограничивается только ими. Некоторые могут возразить, что в случаях с моделями поведения и нравственным выбором никто пока ещё не ощущал такого воздействия компьютерных игр. Но это и понятно. Ведь когда мы обуреваемы желанием прижаться к стене в разгар дня или мысленно нащупываем АК-47, то сами понимаем, что такая реакция смешна и патологична. Но вот нормальность решений обмануть, украсть, проявить агрессию и подобных им хотя и может оспариваться в нравственном смысле, но патологическими они не являются.

Именно поэтому мы не всегда можем заметить и связать изменение своего отношения ко лжи или даже к убийству с нашим увлечением компьютерными играми. Я не говорю, что человек сразу становится убийцей, играя в шутеры, но его отношение не может не меняться, когда он неоднократно делает такой выбор в компьютерной игре.

О том, что люди большую часть игры принимают за реальность, говорит их поведение: они уклоняются от летящих стрел, наклоняются в сторону заноса автомобиля или застывают в нерешительности перед нравственным выбором, даже тогда, когда знают, что на исход игры это не повлияет.

О серьёзном отношении геймеров к играм говорит также то, как они воспринимают свои игровые успехи и достижения.

Иллюзия достижений

Однажды я похвастался своей знакомой, как обратил в бегство войско галлов, численно превосходивших моих легионеров в три раза. Её это совсем не впечатлило. Впоследствии я неоднократно сталкивался с подобной реакцией и долго её не понимал, пока сам не начал осознавать, как сильно я ценю то, что на самом деле ничего не значит.

Что толку от того, что твой персонаж из компьютерной игры — эльф 80-го уровня, если ты завалил сессию, разрушил отношения, питаешься всякой дешёвой дрянью, нестриженый и плохо пахнущий?

Это, конечно, крайний случай, и сам я не доходил до него, но видел подобных людей. При всём этом они считают себя успешными и гордятся своими достижениями. А что на самом деле изменилось? Только цвет пикселей на экране компьютера.

Возможно, вы никогда не дойдёте до крайности, но иллюзия достижений влияет на каждого игрока. Не зря же в последнее время расцвела буйным цветом возможность хвастаться игровыми рекордами в соцсетях и специальных сообществах.

Как это влияет на реальную жизнь? Отрицательно. В человеке заложено стремление к развитию и успеху. Удовлетворяя эту потребность в мире виртуальном, мы тем самым снижаем её в мире реальном. И чем больше проводим времени в искусственной реальности, тем легче соглашаемся с настоящим положением вещей в реальной жизни, более спокойно принимая алгоритм «работа → дом → работа».

Компьютерные игры: казнить нельзя помиловать

Где поставить запятую в этой классической амфиболии, решать каждому из нас. Из собственного опыта знаю, что прощание с красной точкой — нелёгкое решение и не менее трудный процесс.

Компьютерные игры помогают развлечься, почувствовать себя героем, уйти от реальности и ощутить себя успешным без особых усилий. От такого не так просто отказаться.

Но если вы приняли решение отказаться от них или хотя бы ограничить время игры, то необходимо понимать: образуется пустота, которую надо заполнить. Подумайте, что может занять освободившееся место? Учёба, семья и друзья, саморазвитие, полезное хобби…

А ещё лучше найти достойную цель в реальной жизни, понять, что необходимо для её достижения и оставить компьютерные игры ради неё. Такой подход не сделает прощание лёгким делом, но заметно облегчит его.

Если же вы не согласны со мной, готов выслушать ваше мнение в комментариях. В любом случае, какой бы выбор вы ни сделали, убедитесь, что сделали его именно вы. Будьте по-настоящему свободны.