На наших глазах сейчас формируется новая ниша мобильных приложений — Consumer AI, или ниша потребительского искусственного интеллекта. Первопроходцами стали компании Luka и Tendy. И если Luka работает на западный рынок и вообще собирается переехать в Нью-Йорк, то Tendy делает ставку на российских пользователей. И сегодня у нас в гостях сооснователи Tendy Михаил Гладченко и Александр Лапшин.

Tendy — это новый класс приложений, которые и приложениями-то не являются. Это так называемые боты, которые могут работать с различными мессенджерами?

Александр Лапшин: Да. Мы использовали открытое API для отправки/получения сообщений и написали бот Tendy. Бот может работать в любых мессенджерах. Пока только в Telegram, но в будущем сделаем версии под WhatsApp и Facebook Messenger. Для пользователя все выглядит как обычный контакт в мессенджере. Кстати, мы не ожидали появления ботов, и когда они вдруг появились, мы поняли, что неожиданно для себя оказались в тренде.

Признайтесь, с другой стороны сидит живой человек? Это он общается с пользователем?

Михаил Гладченко: Нет. Tendy работает в полуавтоматическом режиме. Это своего рода виртуальный помощник, и его основная задача — помочь человеку разгрузить голову.

Что в Tendy от искусственного интеллекта, а что от человека?

Александр Лапшин: Я хочу подчеркнуть, что мы не делаем ИИ в Tendy. Постановка задач, когда Tendy просят о чем-то напомнить, обрабатывается в автоматическом режиме. Мы выявляем определенные паттерны поведения. Когда у нас накапливается массив данных, мы уже смотрим, что можно автоматизировать. Все данные заносятся в CRM, которую с нуля разработал наш php-разработчик Анатолий Скорняков. Начинали с отложенной отправки сообщений, затем наладили автоматическое распознавание текста и постановку уведомлений. Сейчас вот внедрили координацию с календарем Google. А вот какие-то нестандартные вопросы, которые не удалось обработать в автоматическом режиме, поступают к человеку.

Михаил Гладченко представляет Tendy на Tolstoy Camp
Михаил Гладченко представляет Tendy на Tolstoy Camp.

Будет ли в будущем какое-то пересечение с искусственным интеллектом из фильма «Она»?

М.Г.: ИИ — в принципе очень спорное словосочетание, и его реализация невозможна в ближайшее время по тысяче причин. Например, из-за особенностей человеческого языка. Вы можете взять предложение, переставить слова, и от этого распознавание будет меняться, а смысл — нет. Это не так просто реализовать. Понимание контекста в диалоге — это самый сложный момент в разработке ИИ. Возьмите Siri. Она же сдыхает после пары вопросов и перекидывает вас в Google.

Siri и Cortana вы рассматриваете как конкурентов, или они из другой области?

А.Л.: Мы смотрим на планирование достаточно узко. Если Siri в календарь занесет информацию, таймер заведет, погуглит за тебя, то Tendy концентрируется на планировании задач. При этом люди еще не до конца привыкли разговаривать голосом с машинами. Проще и быстрее написать пару строк.

Как возникла идея Tendy?

М.Г.: Мы были на Tolstoy Camp, который организовала «Яндекс», и там познакомились друг с другом. Сначала мы делали умный будильник, который, в зависимости от ситуации на дорогах, будил тебя раньше или позже. В итоге выяснили, что людям это не интересно. Вскрылась такая проблема, что людям не надо раньше или позже вставать, им надо ложиться спать вовремя, и проблема будет решена. Потом решили сделать MVP-консьерж.

MVP — Minimum viable product (Минимальный жизнеспособный продукт), то есть продукт, на котором можно протестировать основные гипотезы. В нашем случае слово «консьерж» означало, что мы все делали руками, то есть проверяли гипотезу, вообще ничего не программируя, просто рассылая смс-ки.

Вставали в 5 утра и начинали всех будить. Первой это начала делать наш дизайнер Анна Кучуганова.

А.Л.: И она отсылала не только напоминания, но и смайлики, шутки. Один из первых клиентов опубликовал скриншоты в своем Facebook, и после этого к нам выстроилась очередь. Оказалось, что людям нужны эмоции, и такая форма работы выстрелила.

На каких принципах сейчас устроена коммуникация с пользователями?

М.Г.: Работа с Tendy начинается с онбординга. Онбординг — это адаптация нового пользователя к приемам работы с Tendy. Мы объясняем человеку, как пользоваться Tendy, что мы можем, а что — нет, обучаем первым действиям с Tendy. И все это сделано в формате мини-игры. Дальше пользователь уже ставит задачи и взаимодействует с Tendy.

Так рождался сервис Tendy
Так «рождался» сервис Tendy.

Если погуглить по тегу «рынок Consumer AI», то выпадают всего две русскоязычные ссылки, одна из них ведет на Tendy. Получается, вы первопроходцы в Рунете. Объясните, что же такое Consumer AI?

А.Л.: Consumer AI — это потребительский искусственный интеллект. Его суть в том, чтобы общаться с компьютером простым человеческим языком. Основная трудность и одновременно задача — научиться вести диалог. Мы считаем, что это перспективный рынок. Apple и Google активно работают в этом направлении, но они вынуждены работать по всему спектру человеческих интересов. А мы фокусируемся на конкретной нише.

Любопытно присутствовать в точке, когда все еще только начинается. Мне кажется, у Consumer AI шикарные перспективы, и я желаю вам успеха.