Знаменитый американский учёный в области дизайна и пользовательской инженерии Дон Норман (Don Norman), который ввёл термин User Experience, однажды сказал, что все мы дизайнеры.

Дон Норман
соучредитель и консультант Nielsen Norman Group, автор книги «Дизайн привычных вещей»

Все мы дизайнеры. Мы изменяем окружающую среду, чтобы удовлетворять свои потребности. Мы отбираем все материалы, которые окружают нас. Мы строим, покупаем, размещаем и переделываем: всё это разные формы дизайна.

Дон говорит о том, как мы свыкаемся с вещами, делаем их своими. При этом не каждый является профессиональным дизайнером, который принимает решения, основанные на опыте и знаниях.

Профессиональные дизайнеры делают вещи более привлекательными и улучшают их работу. Они могут сделать красивый, творческий продукт, в который мы влюбимся с первого взгляда. Они могут создать продукт, который будет соответствовать нашим потребностям, лёгкий для понимания, удобный в использовании, с которым мы сможем работать так, как захотим.
Дон Норман

Поэтому говорить, что все мы — дизайнеры, в каком-то отношении неверно. Каждый может принимать участие в разработке дизайна, но совсем не обязательно, что он станет дизайнером. К работе можно привлекать и непрофессионалов, но нельзя позволять им руководить процессом.

Добро пожаловать в дизайн!

Эверетт МакКей (Everett McKay) составил шкалу навыков UX-дизайнера для расчёта вашего уровня или измерения уровня навыков вашей команды. На уровне 0 вы можете определять поверхностные проблемы дизайна — именно здесь и находится большинство. Чтобы подняться выше, вам надо уметь ясно формулировать проблемы дизайна и быть уверенным в том, что найденное решение проблемы — верное.

Кайл Мёрфи (Kyle Murphy) из Hudl пишет, что в любой команде есть очевидные дизайнеры, такие как, собственно говоря, дизайнеры. В своей замечательной статье «Все мы дизайнеры, нравится вам это или нет» Кайл утверждает, что в команде есть и другие дизайнеры, такие как руководители, разработчики и продакт-менеджеры.

Он выделяет и менее очевидные варианты, например юристов, продавцов, маркетологов, специалистов по работе с клиентами.

Но это не значит, что все могут быть хорошими дизайнерами. По мнению Кайла, дизайнерами не являются:

  • управленцы, которые не уделяют достаточно внимания проекту до дедлайна, а потом критикуют уже готовую работу;
  • разработчики, чересчур опекающие свои базы данных и код;
  • проектные менеджеры, которые хотят всего и сразу.

От таких руководителей, менеджеров, выскочек нужно избавляться. И ни в коем случае не идти у них на поводу.

Рабочая дизайнерская группа — не коллективный разум. Это диктатура многих. И вам, скорее всего, придётся примерить на себя роль конструктора, а не только организатора. В конце концов вам захочется выгнать любого, кто не смотрит на дизайнерский процесс с этой точки зрения.

Дизайн — это совместное творчество… до определённого момента

Вы занимаетесь дизайном совместно с кем-то ещё, но это не значит, что дизайнерский процесс — полностью совместное творчество. Есть время (на ранних стадиях), когда важен отклик любого, и есть время, когда вам хочется сузить список высказывающих мнение.

Сотрудничество — движущая сила для того, чтобы что-то купить или построить. Если в проекте участвует несколько человек того типа, который мы обсуждали выше, может получиться так, что кто-то не выйдет в нужное время на связь — и это парализует весь проект.

Поэтому важно всегда помнить три вещи:

  1. Кто участвует с вами в проекте. Подумайте, кто из вовлечённых в работу лиц должен оставаться в проекте от начала до конца. Подробно расспросите их (для этого стоит использовать расширенный гид Кима Гудвина (Kim Goodwin), без сожаления расставайтесь с ненужными людьми.
  2. Когда и с кем понадобится обратная связь. Вовлечь в проект сразу всех — лёгкий путь. Но практика показывает, что делать так не стоит. Спланируйте, кто будет нужен на разных этапах процесса. Например, маркетологи могут пригодиться в самом начале, чтобы помочь правильно поставить цели, но могут серьёзно помешать, если будут вовлечены в процесс доработки мелких деталей ближе к концу проекта.
  3. Знайте, когда сотрудничество нужно заканчивать. Не завязните в бесконечном процессе правок и ответов. Это настоящий тайм-киллер. Вы должны понимать, в какой момент стоит заканчивать работу.

Начинаем с доски

Метод всестороннего обдумывания предполагает, что работа начинается с обширной карты мыслей, которую впоследствии можно будет уменьшить. Вы можете подключить так много людей, насколько возможно, чтобы правильно определить проблему, перед тем как заняться поиском её решения. В этом случае все участники будут являться настоящими дизайнерами, потому что постановка проблемы и поиск решения — универсальный дизайнерский навык.

На этапе запуска проекта подключайте всех к мозговому штурму. Вы можете предложить открытую, горизонтальную структуру, при которой каждый может иметь одинаковый допуск к ресурсам (дизайнерским файлам, показателям бизнеса, пользовательским данным). Позвольте каждому желающему принять участие в студийных семинарах по дизайну — это будет подготовительная часть запуска проекта. В идеале это нужно делать на ежемесячной основе, когда вы думаете об усовершенствовании проекта или добавлении новых функций.

Сфокусировать каждого на цели и предоставить обучение на работе — это тоже задача дизайнера.

А затем сужаем игровое поле

На этом этапе нужно принять решения, какие идеи стоит развивать, какие элементы убрать, где нужно уточнить и так далее. Вам будет нужен дизайнер с высоким уровнем навыков, а не человек с дизайнерским складом ума. Понадобится профессионал, который сможет отделить ценные идеи от личного мнения.

Вы также можете перейти на открытую иерархическую модель, когда будете разрабатывать первые макеты и прототипы.

Любой может принимать участие в проекте, но только команда дизайнеров имеет право принимать окончательное решение, каким идеям давать ход.

Вы всё ещё будете получать отклик, но такая, более дисциплинированная, модель поможет предотвратить ситуацию, когда вся критика появляется на заключительном этапе (как это часто случается).

Когда люди предлагают вам варианты новых решений, всегда спрашивайте их, какую проблему они хотят решить. Если же в принятии решения принимает участие сразу несколько человек, проект может застрять на этапе внесения правок или, что ещё хуже, люди могут пойти по пути наименьшего сопротивления.

Помните, что отклики — это обоюдный процесс, и вам нужно правильно реагировать на обратную связь. Это переговоры, а не приказы.

При «чистке» продукта придерживайтесь запланированной структуры проекта, в ином случае первоначальная идея может превратиться в нечто расплывчатое, потонув в компромиссах.

Хороший дизайн появляется из принятия решений и их изучения. Критикуйте, проверяйте свой дизайн на пользователях, анализируйте, импровизируйте — и так по кругу. Но если вы хотите угодить всем, то вы сорвёте все сроки — вас будут тянуть в разных направлениях, пока вы будете пытаться зафиксировать положение.

В один момент этот круг нужно разорвать, если вы не хотите погубить весь проект.

Не каждый является экспертом

Каждый в какой-то мере дизайнер. Но вы — эксперт. Если вы руководите процессом, не позволяйте другим руководить вами. Поймите, что дизайнер в наши дни в равной мере и конструктор, и творец. И если вы не будете сами управлять, кто-то другой в конечном итоге может испортить ваше творение.