Мои первые попытки самоорганизации проявились ещё в средних классах общеобразовательной школы. Они представляли собой составление расписания и попытки соблюсти его. Прошло время, и я узнал, что это называется тайм-менеджментом, а дневное расписание — это всего лишь малая его часть.

Со временем мои знания пополнились информацией о целеполагании и планировании жизни. Потом появилась система GTD. А в какой-то момент пришло осознание того, что даже процесс выполнения задач нуждается в организации.

Проблема была в том, что все эти знания были полезными, необходимыми, но не собранными в какую-то действующую систему. Как груда кирпичей, из которых только предстояло построить дом.

Не знаю как, но мой внутренний архитектор и инженер в один прекрасный день выдал мне чертёж организации жизни, который состоит из четырёх уровней:

  1. Организация целей.
  2. Организация планов.
  3. Организация дел.
  4. Организация процессов.

Каждый из этих уровней важен и тесно связан с другими, но всё же это разные «дисциплины», которые каждый стремящийся к успеху должен освоить и научиться синхронизировать между собой.

1. Организация целей

Мы можем иметь разные жизненные цели, рассуждать об индивидуальности или общности миссии человека, но в одном мы согласны: без осознанных целей наша жизнь уподобляется жизни амёбы.

Иногда ради приключений можно сесть в первый попавшийся автобус или поезд и испытать острые ощущения от неизвестности и неожиданности. Но на жизненном пути возможности вернуться может и не быть.

Поэтому, прежде чем рисовать карту и подготавливать скоростной автомобиль, необходимо определиться с конечной целью поездки. Важно понять свою миссию и цель в жизни. Без этого всё остальное абсолютно бесполезно.

Статьи на Лайфхакере

Книги

Приложения

В этом случае пригодятся любые приложения, помогающие визуализации. В этой сфере есть целая ниша приложений для составления карт мыслей. Ну, конечно, и о бумаге с карандашами не стоит забывать.

2. Организация планов

Следующим шагом после определения жизненных целей становится разработка маршрута. Каждая большая цель делится на малые цели — подцели. Для их достижения необходимо чему-то научиться, многое узнать и сделать.

Например, если в ваших целях значится стать самым лучшим отцом, то придётся прочитать не одну толковую книгу по воспитанию и общению с детьми, надо быть готовым уделять им время и приложить все свои старания, чтобы понимать детей и сочувствовать им.

В процессе достижения целей будет появляться новое видение и понимание. Но самое главное правило для первого и второго пунктов — визуализация. Перенесите ваши цели и планы их достижения на материальный носитель (блокнот, листы А4 или А3, компьютер, планшет и так далее) и периодически просматривайте их.

Для меня самой лучшей книгой по этой теме стала «12 недель в году» Брайана Морана и Майкла Леннингтона, а на Лайфхакере вы можете прочесть о 10 необычных способах сделать планы выполнимыми. Приложение, которое может подойти под вышеупомянутую систему планирования и контроля, называется My Wonderful Goals (iOS).

Книги

3. Организация дел

Третий уровень организации для многих — всё, что они знают о тайм-менеджменте. Но это всего лишь автомобиль в нашем путешествии. Да, имея цель и карту и направляясь к ней пешком, мы можем не успеть. Но всё же это лучше, чем носиться без цели и карты по прериям на автомобиле, как ветеран броуновского движения.

Поэтому повторюсь: прежде чем осваивать инструменты тайм-менеджмента или GTD, сначала чётко определитесь с жизненными целями и планами их достижения.

С другой стороны, как бы ни были важны первые два уровня, без организации дел будет сложно. Жизнь не скажет: «О! Этот парень определился со своей миссией, целями и распланировал их достижение! Оставлю-ка я его в покое». Нет, жизнь не перестанет подбрасывать вам бытовые проблемы и срочные задачи, которые не связаны с вашей миссией, но которые нельзя игнорировать.

Поэтому уровень организации дел должен помочь нам справиться со всей рутиной и поддерживать правильный жизненный баланс.

Книги

Приложения

Приложений для реализации этого уровня не счесть. Каждый может подобрать себе на свой вкус и для своих потребностей. До недавнего времени — последние три года — я пользовался OmniFocus 2. Но, хотя это высококачественное и мощное приложение, я всё же вернулся на MyLifeOrganized, пойдя даже на такое неудобство и «кощунство», как запуск Windows-приложений под Mac через CrossOver.

MyLifeOrganized 3
Price: Free+

4. Организация процессов

И наконец-то верх профессионализма — четвёртый уровень: организация процессов. Когда мы говорим об этом уровне, подразумеваем умение быстро и основательно выполнять задачи, фокусироваться на процессе, входить в состояние потока и выдавать максимальную продуктивность.

Одна из самых знаменитых техник для организации процессов — Pomodoro — не нуждается в представлении. Её популярность объясняется её эффективностью. Знаю людей, которые ею пользуются постоянно, а я, например, от случая к случаю, когда надо победить прокрастинацию или сфокусироваться на процессе.

Книги

P. S. Думаю, не стоит объяснять, что в рамках одной статьи невозможно описать все четыре уровня организации жизни более подробно. Поэтому, если у вас есть вопросы или собственный опыт, буду рад прочитать о них в комментариях. К тому же одному человеку невозможно перечитать все книги и перепробовать все приложения и сервисы. А значит, по этому вопросу тоже жду ваших предложений и рекомендаций.

Итак. До встречи в комментариях.