Невооружённым взглядом видно, что люди начинают признавать видеоигры, но до сих пор считается постыдным сказать, что свободное время вы любите проводить, поигрывая в World of Tanks или Dota 2. И это несмотря на то, что игроков всего в три раза меньше, чем пользователей интернета (1,2 миллиарда против 3,2 миллиарда). Но позиции противников игр ослабляются с каждым годом и не в последнюю очередь благодаря мозговым тренажёрам вроде Lumosity.

Lumosity и подобные ему сервисы работают по схожему принципу. В них есть мини-игры, каждая из которых направлена на развитие умственных способностей и отдельных навыков. Внимание, память, скорость мышления, гибкость в решении проблем — всё это можно тренировать с помощью коротких игр, которые к тому же довольно увлекательны.

Выбор навыков в Lumosity
Выбор навыков в Lumosity

Последние полгода я не заходил в Lumosity, хотя до этого практически ежедневно посвящал ему 20–30 минут. Наткнувшись на сравнение Lumosity и Elevate — двух самых популярных мозговых тренажёров, — я решил снова развивать когнитивные способности и даже захотел оплатить премиум-версию.

И в тот же момент я осознал, что не знаю о Lumosity ничего, кроме того, что говорит сама компания-разработчик.

Согласно исследованиям, указанным на странице Lumosity, тренажёр помогает при профилактике и лечении рака, синдрома Тернера, слабоумия и других болезней. Примечательно, что все эти исследования проведены либо Lumos Labs — компанией, создавшей Lumosity, — либо HCP Collaborations, которая сотрудничает с компанией и финансируется ею же.

Исследования подкреплены записями, большими тестовыми группами и громкими именами в научной сфере. Но очевидно, что безоговорочно верить им не приходится: слишком сильно прослеживается заинтересованность Lumos Labs при работе над этими исследованиями.

Так как Lumosity — самый популярный игрок на этом рынке, я попытался найти независимые исследования и оценки его работы. К сожалению, их не так много. Если быть совсем точным, исследований всего два.

Психологи и неврологи Стэнфордского центра долголетия считают, что Lumosity преувеличивает свои заслуги. Тренажёр не оказывает практически никакого влияния на людей в возрасте.

Cамым пагубным мифом они считают заявления компании о том, что Lumosity может предотвращать или обращать вспять болезнь Альцгеймера.

В теории игры Lumosity могут творить чудеса, но на практике подтвердить это не получается. Доходит до смешного: профессора Флоридского университета сравнили когнитивные навыки двух групп исследуемых. Участники первой группы восемь часов подряд играли в Portal 2, второй — то же время, но в мини-игры Lumosity.

Одна из игр Lumosity
Одна из игр Lumosity

Тест проходил в три этапа. На каждом оценивался один навык: креативный подход к решению проблемы, ориентация в пространстве, настойчивость (упорство) при решении задачи. Результатами этого исследования со спокойной душой можно тыкать в лицо не только поклонникам Lumosity, но также и противникам видеоигр в целом.

  1. Креативный подход — победили игроки Portal 2.
  2. Ориентация в пространстве — победили игроки Portal 2 (с большим отрывом).
  3. Настойчивость в решении задач — победили игроки Portal 2.

При постоянном использовании Lumosity мозг будет всё лучше решать задачи, счёт в играх будет увеличиваться. Тем не менее это одна из особенностей нашего мозга: при повторении одних и тех же действий с каждым разом он выполняет их более эффективно.

И судя по независимым исследованиям, умение быстро изменить маршрут паровозика, чтобы он проехал в нужный туннель, или отгадать две одинаковые карточки вряд ли окажет влияние на что-либо ещё, кроме самой игры. Вы всё так же будете забывать имена людей, куда положили ключи и где второй носок из пары.

Несмотря на это, исследования всё-таки подтверждают, что игры оказывают положительное влияние на мозг. Эта сфера — огромное поле для изучения. Возможно, видеоигры будущего смогут кардинально улучшать наши когнитивные способности. Но на данный момент ждать от Lumosity хоть какого-то результата не стоит.