«Марсианин» — первый научно-фантастический фильм Ридли Скотта после сомнительного успеха «Прометея»: в то время как критики оценили приквел «Чужого» весьма неплохо, фанаты вселенной раскритиковали фильм за многочисленные логические ошибки и проблемы с мотивацией героев (позже эти промахи признали и сами авторы).

В «Марсианине» за переработку книги Энди Уира в киносценарий отвечает Дрю Годдард, известный по культовым сериалам «Баффи» и Lost, недавнему «Сорвиголове» и остроумной «Хижине в лесу». Так что со сценарием все должно быть отлично, правда?

Стоит сказать, что книгу я еще не читала, поэтому рецензия относится только к тому, что я увидела, придя в кино. А увидела я вот что.

Первым делом — в зале было очень много людей. Буквально ни одного свободного места. Даже удивительно, потому что фильм не относится ни к одной из популярных франшиз — это не последняя часть «Голодных игр», скажем. Что ж, возможно, «твердая» научная фантастика более популярна в народе, чем я ожидала, или же у «Марсианина» очень грамотная рекламная кампания — одно из двух.

Самый первый эпизод знакомит нас с командой миссии «Арес III» и дает первое представление о героях: вот шутник, который был на всех постерах (Мэтт Дэймон), она — командир (Джессика Честейн), еще здесь есть юный гений (Кейт Мара), немец (Аксель Хенни), красавчик (Себастьян Стэн) и еще один шутник (Майкл Пенья). Впрочем, у нас будет возможность узнать героев немного получше и даже запомнить их имена, если очень постараться.

Потом, конечно же, случается момент под кодовым названием «Все Пошло Не Так». Главный герой, Марк Уотни, во время сильнейшей марсианской бури оказывается оторван от своей команды, и они, считая его погибшим, улетают обратно на Землю.

Марк приходит в себя, вытаскивает из живота фрагмент металлической антенны и обнаруживает, что остался один на целой планете. В его распоряжении — жилой блок, личные вещи членов команды, марсоход и немного картофеля.

После недолгого отчаяния и записи прощального видео Марк вспоминает о том, что он вообще-то ботаник. «Ну нет, не дождетесь, я здесь не сдохну», — решает он и берется за нелегкое дело — выращивание еды на бесплодной марсианской почве в условиях крайне ограниченных ресурсов и подготовку марсохода к длительному путешествию через пустыню к месту прибытия следующей миссии — «Арес IV».

Как раз эта часть показалась мне самой интересной. Если вы читали «Робинзона Крузо» и вас увлекали квесты главного героя по добыче полезных вещей из обломков корабля, приручению диких коз и выращиванию нехитрых огородных культур — то вам тоже понравится. А изобретательности, находчивости и небрезгливости Марка Уотни можно только позавидовать.

Вскоре сотрудники NASA узнают о том, что Марк жив. Они стремятся наладить с ним связь и как можно скорее отправить на Марс грузовой корабль с припасами, чтобы у того был хоть какой-то шанс дождаться спасения. Появляется множество новых персонажей, имена которых можно даже не пытаться запомнить (однако в помощь зрителю показывают титры с именем и должностью). Их играют известные актеры, так что это не очень страшно — узнáете в лицо.

Но, начиная с момента, когда NASA узнает о том, что Уотни не погиб, сценарий становится дерганым. Сюжет двигается рывками, а за течением времени очень сложно уследить. Вот Марк нежно дотрагивается до самого первого росточка на своей будущей картофельной плантации, и мы видим дату «Сол 61», как вдруг уже Сол 245, NASA запускает корабль с припасами (спойлер: это только середина фильма, поэтому запуск не удался), и случается что-то еще. Нет, я смотрела внимательно. И если восстанавливать в голове события фильма в логической последовательности, все вроде бы выглядит стройно. Но это не отменяет факта, что во время просмотра можно слегка «потеряться», особенно если вы не читали книгу. Такое ощущение, что при монтаже от некоторых сцен оставили лишь обрезки. Возможно, мы увидим их полностью в режиссерской версии — но это же нечестно.

Вторая проблема: герою сложно сопереживать. Вообще к этому моменту у меня отношение неоднозначное. С одной стороны, это хороший ход: отказаться от мелодраматического нагнетания. Марк Уотни не рефлексирует о своем плачевном положении (даже когда оно становится практически безнадежным), он просто берет и делает то, что необходимо сделать — иначе сдохнешь. При этом у него даже нет безутешной подружки, которая бы с тоской смотрела на звездное небо.

И как бы парадоксально это ни звучало, брошенный на Марсе астронавт, единственная живая душа на целой планете — не был по-настоящему один, разве что в самом начале. Когда в NASA нашли способ с ним общаться, за Марком постоянно присматривали, его вели за руку и не оставляли ни на минуту экранного времени. Будем считать, что мне не хватило ощущения бесконечного вселенского одиночества.

Чтобы не создалось впечатление, что я только придираюсь — мне понравилась музыка и марсианские пейзажи. Инопланетные панорамы, снятые в иорданской пустыне Вади Рам, потрясающе хороши. А Дэвид Боуи в саундтреке и I Will Survive Глории Гейнор — определенно да.

В целом «Марсианина» не за что ругать. «Твердая» научная фантастика остается таковой (я верю ребятам из NASA, которые консультировали создателей фильма). Хорошие актеры. Русский дубляж был в этот раз, кажется, неплох. Есть пара смешных шуток.

И основная идея весьма достойна уважения: научные знания довели человека до Марса и они же вернут его домой. И еще: хорошо, когда есть люди, которые ради тебя будут готовы провести еще полтора года в открытом космосе.

Стоит ли идти на «Марсианина» в кино? Если вы жаждете приключений в духе «космос — последний рубеж» и атмосферы первооткрывательства — то нет, будете разочарованы. Если же вам по вкусу фильмы о триумфе силы духа над обстоятельствами, о торжестве разума и силе дружбы — то, пожалуй, да. Но не ожидайте слишком многого.

А вообще стоит сходить хотя бы для того, чтобы вы смогли поддержать беседу, когда в компании друзей или коллег зайдет речь о «Марсианине» — это обязательно случится.

P. S.