Никита Обухов
Дизайнер. Основатель сервиса Tilda Publishing. Руководитель дизайн-студии FunkyPunky. Куратор курса по веб-дизайну в Британской высшей школе дизайна.

Это учебник нового формата, в котором знания и опыт, накопленные за 15 лет работы в вебе, систематизированы и упакованы в 20 увлекательных лонгридов, написанных простым языком.

1

Создание сайта — это технология

Каким бы творческим ни было задание, успех в создании сайта — это дисциплина. Соблюдение сценария производства сайта и выдерживание последовательности — некоторая гарантия получения удовлетворительного результата.

Никита Обухов, Tilda Publishing. Создание сайта — это технология

2

Нельзя работать над проектом, который ты ненавидишь

Сфера дизайна — это не фастфуд, и клиент не всегда прав. Выстроить коммуникацию в этом случае сложнее, но дизайнеру нужно научиться пусть не любить, но хотя бы уважать бизнес клиента. Профессионального дизайнера отличает способность настроить себя на позитивный лад и увлечься проектом.

3

Любая разработка начинается с боли и неудовлетворённости

Если исходить из того, что дизайн — это решение проблем, то дизайнеры — это «проблеморешатели». Чтобы устранить проблему и найти эффективное решение, нужно сначала провести исследование и точно определить проблему, затем сфокусироваться на конкретных «болевых точках». Для этого нужно понять, что делают люди, для которых вы создаёте сайт, зачем они это делают, как они видят окружающий мир, какие у них ценности и потребности.

4

Умение слушать — первое, чему следует научиться дизайнеру

Легко решать проблемы людей, которые близки по духу, интересам, социальному статусу. Но чаще всего дизайнеру приходится специально погружаться в контекст.

Нужно понять мир, в котором существует человек. У каждого из нас есть уникальный опыт (события, которые мы пережили), который детерминирует наше отношение к миру. Часто мы говорим: «Да, я это знаю, мне всё понятно». Но оказывается, что разница кроется в деталях и она может быть принципиальной. Поэтому, когда мы слушаем человека, нужно постараться вжиться в его образ, как это делают актёры. Почувствовать себя на его месте.

Никита Обухов, Tilda Publishing. Иллюстрация из лекции об эмпатии курса «Дизайн в цифровой среде»
Иллюстрация из лекции об эмпатии курса «Дизайн в цифровой среде». Автор: Юлия Засс

5

Идея требует времени

После того как вы сформулировали задачу, не терзайте свой мозг, дайте время подсознанию найти решение.

Переключитесь на другую задачу, а ещё лучше возьмите паузу: займитесь спортом, погуляйте по городу, пообщайтесь с друзьями. Совет не новый, но он действительно работает — через какое-то время идея обязательно появится.

6

Используйте майндмэппинг для генерации идей

Если времени в обрез и нужно ускорить процесс, можно использовать технику генерации идей — майндмэппинг. Возьмите лист бумаги большого формата и начните выписывать все ассоциации, связанные с проектом, которые приходят в голову, постепенно структурируя их. Раскачайте свой мозг, настройте его на нужную область. В поисках ассоциаций второго, третьего уровня вы точно получите интересные идеи и находки, которые вас удивят.

7

Проводите исследования

Исследования — то, что помогает разработать качественную креативную концепцию в отведённое время. Они погружают дизайнера в контекст, и решения становятся аргументированными.

Дизайнер предлагает не просто что-то абстрактно интересное, а строит логические взаимосвязи. Это позволяет эффективнее выстроить отношения с заказчиком и получить прогнозируемый результат.

8

Смотреть картинки — это работа

Для хорошего дизайнера просмотр профильных ресурсов — ежедневная рутина, такая же обязанность, как рисование макетов. В вашей голове должны уложиться сотни стилей и направлений. Арт-директор отличается от начинающего дизайнера не только тем, что он сделал сотни сайтов, но и тем, что арт-директор элементарно много видел. Он видел всё.

Никита Обухов, Tilda Publishing
Фото: Tilda Publishing

9

Следите за трендами

Дизайнер — это проводник развития визуальной культуры, поэтому важно находиться в современном контексте.

Модный сайт не самоцель, но избегайте устаревших решений. Сегодня они могут сойти за здоровый консерватизм, но мир так быстро меняется, что через полгода ваша работа будет выглядеть динозавром.

10

Хороший дизайн — это результат вашего саморазвития и самообразования

Не переставайте учиться. Мир меняется очень быстро, и если вы хотите выигрывать конкуренцию, то нужно постоянно узнавать новое. Следите за трендами, изучайте теорию дизайна, чтобы понять фундаментальные вещи. Это поможет найти смысл в том, что вы делаете. Хороший дизайн начинается не в компьютере, а в вашей голове. Заполните её качественными знаниями.

11

Учитесь не только веб-дизайну

Отличительная черта веб-дизайна — мультидисциплинарность. Интересуйтесь, что нового в архитектуре, интерьерах, моде, культуре, брендинге, иллюстрации, фотографии, видео, мобильных приложениях.

Дизайнер всё время решает разные задачи, и чем больше вы будете разбираться в разных областях, тем будет легче общаться с коллегами и заказчиками. Вам придётся ставить задачи для иллюстратора или фотографа, и проще это будет сделать, когда вы сможете быстро собрать референсы и показать, что вы хотите увидеть.

12

Направляйте критику в конструктивное русло

В обсуждениях вариантов с заказчиком важно уйти от эмоционально-оценочных комментариев в расшифровку — что именно не нравится. Когда заказчик недоволен, спросите почему. Он задумается, начнёт рассуждать, и вы вместе найдёте решение. Это непростой процесс, эмоционально сложная задача, но так взаимодействие будет эффективным.

13

Найдите вдохновляющих людей

Подпишитесь на Twitter, Facebook или блоги дизайнеров, чьи работы вас впечатляют. Следите за тем, чем они делятся. Профессионалы обычно являются распространителями качественной информации, и через них можно узнавать что-то новое. Наблюдая за ними, вы поймёте, как они мыслят, и сможете перенимать их систему ценностей.

Скриншот Twitter-аккаунта Стефана Загмайстера
Скриншот Twitter-аккаунта Стефана Загмайстера

14

Не жалейте времени на хорошую композицию

Композиция — это основа любого визуального продукта. Плохая композиция испортит работу, даже если техника в деталях будет совершенной.

Людей давно соблазняет мысль рассчитать идеальные пропорции математически (канон Виллара де Оннекура, ряд Фибоначчи и так далее). Но никакие цифры не позволят создать такую композицию, которую вы почувствуете, раз за разом меняя положение объектов. Это непросто, требует навыков и опыта, но это самый интресный и плодотворный способ.

15

Ограничьте цветовую палитру

Цвет — это просто. Это такая супербазовая единица, как буква. Но это не значит, что нужно покрасить всё в разные цвета. Наоборот, используйте один цвет, который займёт 80–90%, и дополнительный цвет в качестве акцента. Один — лучший вариант. Три использовать нельзя. Два — очень аккуратно.

Никита Обухов, Tilda Publishing: ограничьте цветовую палитру

16

Подключите фирменный шрифт

Сейчас всё держится на контенте, поэтому сам шрифт и задаст вам фирменный стиль. У каждого шрифта есть характер, поэтому постарайтесь подобрать такой шрифт, который соответствует содержанию. Как правило, для сайта вполне достаточно одного шрифта. Но если вы хотите добиться эффектного контраста, то используйте шрифтовые пары: шрифт без засечек и шрифт с засечками.

17

Используйте сетку как вспомогательный инструмент

Модульная сетка — универсальный инструмент организации визуального пространства, который используют и графические, и веб-дизайнеры. Тем не менее сетка не должна диктовать, а только помогать в дизайне. От сетки можно и нужно отступать. Не стоит фанатично всё выравнивать по сетке. Сетка — это не догма.

18

Используйте прототип, чтобы договориться с заказчиком

Прототип — схематичное изображение страницы, которое показывает, какие есть блоки и сущности. Глядя на прототип, заказчик должен понять, ничего ли не забыли. Он видит, какое будет меню, какие в нём будут пункты, каким будет главный экран, где будут расположены контакты. Прототип позволяет очень быстро вносить правки и добиваться лучшего результата.

Никита Обухов, Tilda Publishing: прототипирование
Фото: Tilda Publishing

19

Итерации — основа хорошего дизайна

Большее количество итераций ведёт к более верному решению. Вы отходите от широкой концепции к конкретным решениям, которые помогают реальным людям сделать их жизнь удобнее и комфортнее.

20

Главный навык дизайнера — уметь рассказать историю

Навык рассказывания историй стоит освоить. Сейчас это новый формат, но скоро он станет привычным и естественным. Слово «сторителлинг» используется в разных контекстах. Например, у актёров свое понятие сторителлинга — определённая последовательность изложения, где есть завязка, кульминация и развязка.

В веб-дизайне под сторителлингом мы понимаем способ подачи информации. Цифровой сторителлинг — сочетание контента и интерфейса.

21

Рисуйте каждую страницу как Landing Page

В идеале Landing Page — это страница, где человек получает ответы на все ключевые вопросы по услуге или продукту без перехода на другие страницы. Формат Landing Page появился как способ увеличить конверсию при рекламе, но постепенно те принципы, которые сложились в формате Landing Page, стали распространяться и на страницы в целом.

22

Добавьте «воздуха»

Даже сейчас, когда простота стала трендом, самой распространённой ошибкой начинающих дизайнеров остаётся желание уместить на небольшой площади слишком много информации. Особенно это касается обложки (первого экрана), на которую почему-то стараются поставить вообще всё.

Не бойтесь увеличить отступы, не скучивайте элементы. Пользователь гораздо легче и лучше воспримет информацию, если выдавать её дозированно.

23

Не перегружайте меню

Один из признаков хорошего сайта — понятная навигация. Меню поможет её организовать. Добавив меню, убедитесь, что оно визуально хорошее: не слишком большое, не перегружает всю страницу. Пунктов меню не должно быть много, лучше всего не больше пяти. Смело укрупняйте разделы. Названия делайте короткими. Три слова как пункт меню явно не годятся. Они должны считываться с первого взгляда.

Скриншот сайта дизайн-студии Surf
Скриншот сайта дизайн-студии Surf

24

Продавайте себя, а не портфолио работ

Портфолио должно выглядеть безупречно, но главная цель презентации работ — заинтересовать концепцией и впечатлить наличием особенных деталей. Глядя на работу, зритель должен однозначно понимать, что решение не взято с потолка, что оно найдено и проработано.

25

Увлеките пользователя продуманной типографикой

Контент должен быть хорошо оформлен. Недостаточно просто выложить кусок текста — нате, читайте! Вниманием читателя нужно управлять. Используйте приёмы из графического дизайна.

Большие заголовки, использование ультратонких начертаний шрифтов, интересные комбинации шрифтов, которые задают стиль сайта, — всё то, что раньше было характерно для печати, перешло в веб и адаптировалось под новый формат.

Теоретический курс «Дизайн в цифровой среде» можно почитать тут.