Каждый день, каждый час, каждую минуту на нас обрушиваются тонны рекламной информации. Современная реклама успешно манипулирует нашими предпочтениями, желаниями, мнениями, а в конечном счёте — поведением. Что может противопоставить обычный «маленький человек» мощи всей рекламной индустрии? Кое-что может.

Ограничивайте рекламу

Самый простой и самый сложный, самый действенный и самый недостижимый способ сопротивления влиянию рекламы — избавиться от неё. Не видеть, не слышать и не читать. К сожалению, если вы не Робинзон, то полностью исключить рекламу из вашей жизни не получится. Но её можно существенно ограничить. Скрыть львиную долю рекламы в Сети помогут браузерные расширения вроде Adblock Plus или специальные программы, например Adguard. Телевизионная реклама исчезнет из вашей жизни вместе с телевизором. Серьёзно, продайте эту ненужную штуку. Отписывайтесь от рекламных рассылок, блокируйте SMS, а яркие проспекты из почтового ящика сразу отправляйте в ящик мусорный.

Обращайте внимание

Рекламные технологии давно ушли от примитивного «купи, купи, купи». Создатели рекламных посланий всё больше стараются воздействовать на бессознательную сферу. Противостоять такому воздействию сложно хотя бы потому, что мы не всегда замечаем его. Но ещё создатель концепции бессознательного Зигмунд Фрейд выработал действенный способ борьбы: осознание. Сила бессознательных влечений резко падает, когда человек осознаёт их. Применительно к рекламе это означает, что нужно обращать внимание, отмечать моменты воздействия, средства, нечестные приёмы. Достаточно прочесть несколько статей о механизмах влияния рекламы, и вы уже будете меньше подвержены манипуляциям. В данном случае работает пословица «Предупреждён — значит вооружён».

Долой импульсивные покупки

Есть целые отрасли рекламы, заставляющие потребителя купить что-то немедленно, прямо здесь и сейчас. Например, реклама в магазинах и значительная часть интернет-рекламы. Тут пригодятся советы о том, как избежать импульсивных покупок, особенно в интернете. Основные приёмы борьбы: брать паузу и планировать покупки. Заведите правило откладывать как можно больше приобретений, и вы быстро убедитесь, что многие из них не так уж вам и нужны. А о пользе списков покупок говорится в каждой статье, посвящённой экономии денег. Если составлять списки никак не получается, вам поможет вот такой маленький лайфхак:

Положите в бумажник или карман с деньгами записку из трёх слов: «Оно тебе надо?».

Сравнивайте

Логичное развитие предыдущего пункта. Если вы отложили покупку, то потратьте время на сознательный выбор: изучите альтернативы, почитайте отзывы, сравните характеристики. Вместо броских лозунгов на упаковке прочтите лучше состав, напечатанный мелким шрифтом. Сопоставьте с продукцией другого производителя. Реклама в 99% случаев апеллирует к эмоциям. Логика, критическое мышление, рациональная аргументация — главные враги любого рекламного воздействия.

Формируйте свои предпочтения

Сравнивать и выбирать — это, конечно, здорово, но отнимает много времени. Полезно иметь готовый набор производителей, брендов, магазинов, конкретных продуктов, которым вы доверяете. Тогда никакая реклама не собьёт вас с пути. По сути, это и называется стилем жизни. Но правильный и разумный подход требует регулярного обновления заготовленных решений. Иначе они потеряют свою эффективность, ведь время идёт и новое часто бывает лучше старого.


Успешность противодействия влиянию рекламы (как и любым манипуляциям) сильно зависит от индивидуальности. Каждый сам вырабатывает стратегию или предпочитает не думать об этом вовсе.

А вы подвержены влиянию рекламы? И как с этим справляетесь?