Рисуя в воображении продуктивного человека, мы обязательно представим его занятым каким-нибудь делом. Предполагается, что чем больше дел ты делаешь, тем больше сделаешь. Однако это не так. Чрезмерная занятость неразрывно связана с переключением внимания и необходимостью отвлекаться. По мнению учёных, это отрицательно сказывается на продуктивности.

Согласно исследованиям Дэвида Мейера (David Meyer) из Университета Мичигана необходимость переключаться между двумя задачами увеличивает время их выполнения на 25%. «Многозадачность замедляет вас, увеличивая шанс сделать ошибку. Переключения и отвлечения отрицательно влияют на способность обрабатывать информацию», — заключает Мейер.

Невозможность продуктивно решать две задачи сразу обусловлена организацией нашего мозга. Исследования доктора Трэвиса Брэдберри (Travis Bradberry), специалиста по интеллекту, показали, что способность к глубокой концентрации связана с увеличением плотности определённых мозговых структур. А когда человек вынужден делать два дела одновременно, наблюдается прямо противоположный эффект.

Остерегайтесь бесплодия напряжённой жизни.

Сократ

В компании Microsoft обнаружили, что сотрудникам требуется в среднем 15 минут, чтобы вновь включиться в работу над основным проектом после того, как они отвлеклись на звонок, электронную почту или другое сообщение. К тому же отвлекающие сообщения провоцировали сотрудников на посторонние занятия, например, веб-сёрфинг. Исследователь из Microsoft Эрик Хорвиц (Eric Horvitz) отметил, что был очень удивлён, как легко отвлечь людей от важных дел и как много времени им требуется, чтобы вернуться к работе.

Есть и другая сторона проблемы. Постоянная работа в режиме аврала негативно сказывается на нервной системе. Непрекращающийся стресс и напряжение приводят к нервному и физическому истощению. Переутомление ещё больше снижает эффективность любой деятельности. В конечном счёте чрезмерная занятость оборачивается заболеваниями и катастрофическим падением результативности.

занятость и продуктивность
Alan Cleaver/Flickr.com

И это в том случае, если мы действительно пытаемся добросовестно выполнять свою работу. Однако зачастую сотрудники только имитируют высокую занятость, чтобы произвести впечатление на начальство. Иногда это происходит неосознанно. Человек может искренне считать, что делает нечто важное, когда на самом деле он всего лишь отлынивает от сложных задач. В этом случае занятость становится одной из форм лени.

Разрывающийся от звонков телефон и ежедневник, в котором не хватает места для записи текущих задач, — вовсе не признаки продуктивности. Скорее, это свидетельство недостатка планирования, неспособности выделять самое важное и отсутствия стратегии.